Запад воспринял ваше назначение неоднозначно. По-видимому, это связано с имиджем Рогозина – жесткого критика НАТО и США?

 

 

Дмитрий Рогозин: Я не ставлю перед собой цели угодить кому-то. Руководство страны приняло решение, и я согласился. Работа интересная, ответственная. Думаю, смогу реализовать себя на новом посту и принести пользу своему государству.

 

 

Кто такие друг для друга НАТО и Россия – противники или партнеры?

 

 

У нас много общих интересов. Мы совместно стараемся трансформировать систему безопасности в Евразии, что поможет отражать разные угрозы: терроризм, наркотрафик и др. Хотя есть и несовпадение интересов, недопонимание друг друга. Поэтому в российском обществе отношение к Альянсу довольно сложное.

 

 

Представляет ли расширение НАТО угрозу для России?

 

 

Вне всякого сомнения. Любая страна озаботится, когда у нее под боком резко меняется баланс военных сил. А НАТО расширяется и подползает к нашим границам. При этом в Альянсе никак не могут дать четкого ответа, зачем им это нужно.

 

 

Стремление в НАТО руководства таких стран, как Украина и Грузия, очевидно. Как Россия намерена препятствовать этому процессу?

 

 

Россия должна больше разговаривать со своими партнерами. Надо внятно объяснить им нашу обеспокоенность. Необходимо стремиться к выполнению тех договоренностей в области безопасности, которые помогают сохранить равновесие сил у наших границ. И еще один очень важный фактор: как показывает мировая история, государства в основном уважают за их военную, политическую, экономическую мощь. Поэтому Россия должна стать намного сильней.

 

 

Но ведь это мы уже проходили?

 

 

Я имел виду не гонку вооружений, а экономическую мощь. Страна должна всесторонне развиваться и чувствовать, что обладает ресурсами для противостояния любой опасности.

 

 

Вы, наверное, знаете о письме руководства Украины в адрес НАТО.

 

 

Конечно, мне об этом известно, но НАТО – не та организация, которой пишут заявления о вступлении. Она сама принимает решение – кого принимать, а кого нет. Исходя из собственных интересов. Кроме того, мне кажется, что для вступления Украины в Альянс было бы оправдано провести всенародный референдум.

 

 

А если народ проголосует «за»? Россия же не сможет запретить стране вступление в блок в приказном порядке?

 

 

Не сможет и не станет запрещать. Куда вступать, это внутреннее дело каждого суверенного государства и Украина – не исключение.

 

 

Так говорят все российские политики и дипломаты, но при каждом удобном случае начинают критиковать сторонников интеграции в Альянс.

 

 

Еще раз повторю: Россия не вмешивается во внутренние дела соседей. Однако она как правопреемница СССР и гарант безопасности на постсоветском пространстве считает своим долгом предупредить о возможных негативных последствиях. Что касается Украины, то она сегодня не соответствует критериям НАТО ни по уровню демократии, ни по уровню экономического развития. Если рассмотреть эти критерии в государствах Восточной Европы, которые относительно недавно вступили в НАТО, то Украина заметно проигрывает.

 

 

Россия заявляла, что может применить в отношении Украины «адекватные меры» в случае интеграции в НАТО. О чем идет речь? Может ли это быть визовый режим?

 

 

В том числе. Хотя есть и другие адекватные меры. Очень важна экономическая сторона. Например, после того как вступление Украины в НАТО станет реальным, Россия вправе поднять цену на газ. Зачем нам субсидировать экономического и политического конкурента? Российским производителям тоже не нужны лишние конкуренты. Бизнес есть бизнес.

 

 

Вы внимательно следите за событиями в Украине?

 

 

Конечно, Украина является для нас важнейшим направлением.

 

 

Как вы прокомментируете последние события? Можно ли назвать приход к власти оранжевой коалиции неудачей России?

 

 

Неудача не в этом. В России допускают огромную ошибку, думая, что Ющенко и Тимошенко – проамериканские политики, а Янукович – пророссийский. На самом деле, в Украине нет серьезной политической силы, ориентированной на Россию. Все, что нужно донецкому клану, это экономические преференции. Этим их интерес к нам исчерпывается. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Россия постепенно теряет Украину. Причем не стоит забывать, что жители Восточной Украины и Крыма всегда тяготели к России. Мы же однокоренные народы. Несмотря на это, Россия не смогла вырастить в Украине политическую силу, дружественно настроенную к себе. И не стоит забывать, что Украина не какая-нибудь рядовая страна. Она является главным приоритетом российской внешней политики.