Массовая высылка украинских гастарбайтеров из России может стать веским аргументом в пользу отказа Киева от европейского вектора интеграции. Такой способ воздействия на оппонента до сих пор российская сторона не применяла. Между тем, по данным миграционных служб, до 3 млн украинцев совершают в Россию по несколько поездок в год. Многие задерживаются на два-три месяца и нелегально здесь работают. Вот против них и может быть направлен карающий меч российских миграционных служб и правоохранительных органов, пишет российская Независимая газета. 
В частности, издание отмечает, что помешать альянсу Киева с Брюсселем практически невозможно, что не отменяет показательного наказания несостоявшегося партнера по ТС. Строгостями на границе в отношении украинских экспортеров дело едва ли ограничится. В арсенале у Москвы есть и другие рычаги. Считается, что слабое место у Киева – трудовые мигранты. По данным ФМС, в прошлом году зафиксировано более 10 млн въездов в Россию граждан Украины. Их совершили свыше 3 млн человек. Иначе говоря, большинство из них въезжали на территорию РФ по нескольку раз. Многие из этого большинства едут на заработки, обладая правом оставаться в России на срок до трех месяцев. Этого времени достаточно, чтобы, например, отремонтировать "под ключ" одну-две квартиры. По оценке экспертов, каждая пятая семья россиян, приводя жилье в порядок, нанимает нелегалов.
По данным Национального банка Украины, в 2012 году трудовые мигранты прислали своим семьям переводов на 6,5 млрд долларов. Лидером названа Россия, в которой украинцы заработали до 2,3 млрд долларов.
Если Москва, воспитывая Киев, решит, что называется, перейти на личности, то есть воздействовать на украинские власти через украинский же электорат, то для этого потребуется всего лишь сместить акценты масштабной кампании, развернутой в стране против нелегальных мигрантов. И если в июле, по данным ФМС, было выявлено менее 1,6 тыс. украинцев, незаконно находящихся на территории РФ, то за короткий срок этот показатель может существенно вырасти.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин такого развития ситуации не исключает. Хотя и признает, что сотрудникам миграционной службы отлавливать украинских гастарбайтеров будет очень сложно. По внешним признакам отличить украинца от русского почти невозможно. Он не таджик и не узбек, которых за версту видно в толпе.
Впрочем, технически эта задача решаемая, была бы политическая воля. Надо лишь изменить формы работы – вместо облав на рынках и подпольных предприятиях, где трудоустроены сотни нелегалов, сориентировать участковых на методичную проверку жилого сектора. Например, новостроек. Поквартирный обход, проверка документов, выявление иностранцев, в том числе граждан Украины, в строительных спецовках, их задержание и депортация, с тщательным обыском и изъятием незадекларированной валюты, могут дать желаемый результат.
"Экономика в очередном витке конфликта между Москвой и Киевом, конечно, есть. Но политика превалирует", – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В России, по его мнению, есть идея-фикс, воссоздать если не СССР, то что-то подобное. Роль собирателя земель на постсоветском пространстве выглядит привлекательной, философски замечает эксперт.
Как сообщал MIGnews.com.ua, ранее пресс-служба Федерации работодателей Украины сообщила, что Таможенная служба РФ с 14 августа 2013 года включила в перечень "рисковых" всех без исключения украинских импортеров, что фактически на неопределенное время блокировало поставку товаров из Украины.
Министерство доходов и сборов Украины и Федеральная таможенная служба России в ходе переговоров 19 августа 2013 года договорились о том, что дополнительные процедуры таможенного контроля по отношению к украинским товарам не применяются, товары украинских предприятий пересекают российскую таможню в штатном режиме.