В прошлом году ни одному ключевому музею или заповеднику Украины не удалось добиться значительного повышения посещаемости. Большинство из них выполнило или даже с небольшим отрывом перевыполнило свой годовой план. У некоторых показатели, напротив, просели, и порой заметно. В основном отток аудитории музейщики объясняют отсутствием ярких выставок, в чем винят финансово-экономическую ситуацию в стране. "В 2010-м у нас, к сожалению, уменьшился поток посетителей. Произошло это из-за кризиса - не было громких выставочных проектов, как в предыдущие годы (выставки работ Нико Пиросмани, Пикассо и Гойи). В то время трем нашим выставочным залам приходилось принимать по 1,5–2 тыс. посетителей в день", - рассказывает Марина Скирда, заместитель гендиректора по научно-просветительской работе Национального художественного музея Украины. По ее словам, достичь таких же результатов посещаемости невозможно, выставляя работы украинских мастеров, коими богаты фонды музея. "Наши люди в основном ориентируются на раскрученные имена, на бренды. К сожалению, таковых в украинском искусстве не имеется. Просто потому, что никто никогда их раскруткой не занимался. Ни в советские времена, когда продвигали один лишь соцреализм, ни даже сейчас - в школах просто пропагандируется украинское искусство", - говорит эксперт. В создавшейся ситуации сотрудники музея самостоятельно взялись за художественное образование украинцев. "Мы видим большую отдачу от наших просветительских проектов, организованных при музее. Результатом наших лекционных и дискуссионных программ, а также мастер-классов для детей и взрослых, желающих творить своими руками, стало то, что при общем снижении показателей посещаемости, наша постоянная аудитория заметно выросла", - констатирует Марина Скирда. В нынешнем году музей будет и дальше работать над своим имиджем "дружественного к человеку пространства". "Мы хотим стать постоянным местом для семейного досуга, где можно не только обогатить культурный опыт, но и провести день рождения и даже свадьбу. Мы хотим лучше понимать, что необходимо нашим посетителям, что им интересно, для чего, кстати, привлекли штатного социолога", - говорят в НХМУ. Уменьшение потока туристов наблюдают и в Государственном историко-архитектурном заповеднике "Хотинская крепость". "В предыдущие два года мы фиксировали рекордный наплыв посетителей. Главным образом, это было связано со съемками на нашей территории "Тараса Бульбы", - объясняет руководитель туристического отдела Елизавета Буйновская. Примечательно, что в отличие от предыдущих лет именно в 2010-м среди посетителей заповедника, наконец, стали преобладать украинцы, а не иностранцы (в частности, поляки). "Возможно, такой рост интереса украинцев к своей истории - просто отголосок кризиса. Для поездки за границу денег все еще не хватает, вот украинцы и отправляются в туры по местам нашей боевой славы", - полагает Буйновская. В заповеднике надеются, что в 2011 году поток посетителей возрастет за счет проведения новых фестов - кроме традиционной "Битвы наций" здесь пройдет еще и фестиваль, посвященный 390-летней годовщине Хотинской битвы, празднование которой согласно указу Президента должно пройти на общенациональном уровне. Большинству же музеев удалось сохранить посещаемость, как, например, Музею народной архитектуры и быта "Пирогово". "Последние три года мы стабильно идем в коридоре 230–250 тыс. посетителей в год. Во время больших праздников, таких как Рождество или Масленица, несмотря на кризис и прочие факторы, в музей все равно приходит по 5–6 тыс. человек в день", - рассказывает ученый секретарь учреждения Светлана Пономаренко, добавляя, что всего четыре-пять лет назад "Пирогово" привлекало лишь около 200 тыс. посетителей в год. "Наблюдаемый разлет показателей в последние три года связан в основном с непредвиденными обстоятельствами. В 2010 году, в частности, на посещаемости сильно сказались погодные условия - экстремально жаркое лето и ранние холода осенью сразу дали о себе знать", - считает Пономаренко. Особых мероприятий в 2011 году для привлечения посетителей в музее не планируют, ограничиваясь празднованиями дат народного календаря. Ровно, с небольшим перевыполнением плана посещаемости из года в год, идет и Национальный музей Тараса Шевченко в Киеве. "Самый большой наплыв посетителей приходится, конечно, на третью четверть учебного года, когда школьники изучают творчество Тараса Григорьевича. Тогда мы работаем на грани возможного - в одном зале одновременно находятся по две экскурсионные группы. В остальное время мы стараемся привлечь посетителей в наш музей за счет традиционных выставочных проектов. К сожалению, несмотря на то, что каждый год мы с нашими партнерами готовим новые экспонаты для показа, интерес к таким мероприятиям понемногу убывает. Сейчас мы сосредоточиваемся на новых выставочных проектах, мастер-классах для детей по выходным, ищем новые формы подачи материала, - рассказывает заместитель директора музея Татьяна Чуйко. - Так, в 2011 году будет работать передвижная выставка копий акварелей и графики Шевченко в ряде районов Черкасской, Хмельницкой и других областей. Их администрации уже подтвердили заинтересованность в проекте и пообещали поддержку". Немножко не дотянул до своих докризисных показателей и Национальный заповедник "Херсонес Таврический", хотя предпосылки закончить 2010-й с рекордной за последние годы посещаемостью у него были. Как объясняют в заповеднике, в последнем квартале резко сократилось количество проданных билетов в связи с открытием второго входа на их территорию. "Второй вход был открыт для верующих, которые идут во Владимирский собор, расположенный на нашей территории. Но им пользуются не только прихожане, а и все желающие пройти в заповедник бесплатно. Приезжают целые экскурсионные автобусы, и их гиды проводят эти группы через второй вход, кладя собранные деньги себе в карман. И воспрепятствовать им в этом мы не можем, - сетуют в заповеднике. - В результате за декабрь 2010-го заповедник потерял более 5 тыс. посетителей. И это только зимой. А что будет в разгар сезона летом?". О сдержанном росте посещаемости рапортуют в Национальном музее русского искусства в Киеве. "Мы ежегодно увеличиваем свой план на 1–2 тыс. посетителей и перевыполняем его, - рассказывает директор музея Юрий Вакуленко. - Еще шесть лет назад мы принимали чуть более 52 тыс. посетителей в год, а в 2010-м достигли показателя уже 67 тыс. при максимально допустимых в год 100 тыс. посетителей. Хорошо в течение прошлого года шел прирост посещаемости в нашем филиале - "Шоколадном домике". Он стал принимать в среднем около 1,5 тыс. гостей в месяц". Юрий Вакуленко уверен, что 2011 год и музею, и его филиалу снова удастся закончить с приростом аудитории. "Полагаю, что этот год будет для нас успешным, ведь мы готовим очень оригинальные выставочные проекты к 155-летнему юбилею Врубеля и 110-летию "Шоколадного домика", - полагает директор музея. "Год от года только по билетам, без учета выставок, мы фиксируем посещаемость на уровне 70 тыс. и довольны этим результатом, - рассказывает директор Музея искусств имени Богдана та Варвары Ханенко Вера Виноградова. - Без ущерба для музея и выставленных экспонатов мы можем принимать немногим более. Мы имеем как свою стабильную аудиторию, так и большой приплыв туристов - наш музей включен в программы практически всех турфирм. Но такие результаты не показатель для всего музейного сектора, наш случай скорее исключение из правил. Мы понимаем, что находимся в более выигрышном положении по сравнению с коллегами не только благодаря своей коллекции, но и более прозаическим обстоятельствам - привлекательному старинному зданию, отремонтированному интерьеру и т.д.". По материалам Комментарии