Охватить президентский автопарк всех президентов мира, к сожалению, не представляется простой задачей. Поэтому пока что ограничимся одной Америкой.

 

В первую очередь, естественно, это безопасность. Отсюда и стекла толщиной в 60 мм; пол, выдерживающий взрыв гранаты, даже если она взорвалась прямо под днищем; толстые двери массой под 100 кг, а простреленные шины позволяют проехать по крайней мере еще 100 км на скорости до 100 км/ч. А также автономный микроклимат в салоне… Поговаривают, что в багажнике президентского лимузина есть даже зенитная ракетная установка, но это уже, скорее всего, из области мифов.

 

Естественно, мысль пересесть в автомобиль пришла в светлые президентские головы не сразу. Впрочем, на заре автомобилестроения не только высшая американская власть не слишком жаловала шумные и чадящие самобегающие коляски. В то время ими интересовались в основном поклонники технического прогресса. Даже когда с конвейера фирмы Ford в Детройте сотнями тысяч в год начали сходить модели Т, президент и его окружение оставались верными старому средству передвижения на конной тяге.

 

Cadillac Type 53

 

Лишь перед Первой мировой войной Томас Вудро Вильсон изменил старой традиции и стал появляться на публике в открытом Cadillac Type 53. На то время это был лучший автомобиль: просторный, комфортный, с мощным двигателем V8, который заводился невиданным на то временем образом – электрическим стартером.

 

Постепенно автомобиль завоевывал позиции в президентском кортеже и становился привычным ежедневным средством передвижения для главы США. Но лишь в 1921 году он сыграл важную роль в инаугурации президента, когда Уоррен Гардинг нарушил традицию, выбрав для церемонии не конную коляску, а роскошный Packard. Вот с этого момента между крупнейшими автомобилестроителями Америки развернулась настоящая борьба за право поставлять свою продукцию самому престижному заказчику – главе Белого дома. А президенты, как известно, - народ капризный. И их выбор был обычно не таким уж и случайным, обусловленный не только политикой, но и привычками, и чертами характера.

 

В 1920 году символами автомобильной Америки были Cadillac и Packard. Ни одна из других автомобильных компаний не могла сравниться с ними ни по количеству производимых автомобилей, ни по их технической оснащенности. Эти автомобили были огромными и комфортабельными. Они могли разве что сниться обычным американским гражданам.

 

Компания Cadillac первой в мире начала крупносерийное производство технологически сложных на то время двигателей V8. Но конструкторы Packard пошли еще дальше: в 1945 году они выпустили модель TwinSix с мотором V12 мощностью 80-90 л.с. Потому в те годы в США стали престижными именно многоцилиндровые двигатели, работающие особенно тихо и плавно.

 

Естественно, ни о каком бронировании автомобилей в те годы речь не шла. Более того, обычно главы государства предпочитали появляться на публике в открытых машинах. Поэтому телохранители президента обычно ютились на подножках, заднем бампере или просто бежали вслед за автомобилем, медленно проплывавшем через толпу.

 

Президенты Кулидж и Гувер для поездок пользовались и Cadillac, и Packard. Но в 1930 году Cadillac выпустил модель с двигателем V16, а через год появился Cadillac с V12. Поэтому только эта фирма на тот момент производила полную гамму самых престижных моторов – от 8 до 16. цилиндров. Все это позволило компании Cadillac заметно вырваться вперед. Так что именно Cadillac V16 стал на то время символом всей Америки вообще и ее власти в частности.

Президент Франклин Рузвельт

 

Но в конце тридцатых годов Рузвельт, который, к слову сказать, до вступления в должность президента сам частенько садился за руль, изменил традиции и начал ездить на детище концерна Ford – модели Lincoln 413B, отличавшемся на то время передовым оригинальным дизайном. Машина получила название Sunshine Special за свой открытый верх. Она была построена на шасси серии К известной в Америке фирмы Le Baron. Двигатель V12 развивал невероятные 150 л.с. К слову сказать, именно этот Lincoln впервые в мире был оснащен радиотелефоном. Во время Второй мировой войны президента Рузвельта частенько в простом, но достаточно удобном для человека с больными ногами армейском Willys.

Cadillac V16 президента Рузвельта

 

Президентский Packard Twelve

 

Lincoln Sunshine Special

 

Кстати, именно из-за своей болезни президент частенько садился на переднее сиденье, и однажды это чуть было не стоило ему жизни. Весной 1945 года во время Ялтинской конференции лидеров антигитлеровской коалиции возили на Packard из советского гаража специального назначения, поскольку тогда еще не существовало традиции, когда глава государства во время официальных визитов привозил с собой и средство передвижения. И вот по дороге с заседания в резиденцию президента США, сидевший рядом с водителем Рузвельт на повороте неловко облокотился на дверную ручку и случайно открыл ее. Только мгновенная реакция водителя, который втащил президента за рукав обратно в салон, спасла жизнь лидера США. Сложно сейчас предположить, как пошла бы тогда мировая история, случись что тогда с президентом Америки.

 

Продолжение следует