Почти год назад, 22 ноября 2010 года, в столице разгорелся Налоговый майдан. Малый бизнес был недоволен новым Налоговым кодексом, который накануне приняли депутаты.
Тогда власть пошла на уступки – Президент сходил попить чайку в палатки к предпринимателям, а затем ветировал Налоговый кодекс. Рада оперативно его обновила, вернув большую часть норм для упрощенцев, и предприниматели в основном покинули Киев. Осталась небольшая часть, которая выступала под политическими лозунгами (досрочные выборы Верховной Рады и Президента), но ее оперативно убрал вместе с палатками в одно раннее зимнее утро милицейский спецназ, пишет Сегодня.
Правительство говорит, что Налоговый кодекс сыграл положительную роль – экономика стала выходить из тени, перекрыты пути ухода от налогов. В итоге, в бюджет пришло в 1,5 раза больше денег, чем в прошлом году. А это – зарплаты бюджетникам, пенсии, возможность какое-то время продержаться без кредита МВФ и повышения коммунальных тарифов для населения.
А вот с точки зрения бизнеса отзывы противоречивые. "Иллюзорное понижение ставки ничего не дало, потому что осталась практика установления налога в зависимости от пожелания налоговой, – говорит нардеп от НУ-НС Ксения Ляпина. – Администрирование стало жестче. Да, мелкий бизнес налоговики прессовали несильно, но к ним постоянно ходили с проверками силовики".
"Проблем много, – соглашается регионал Ирина Горина. – Но все проблемы, которые вскрываются, мы готовы решать: вносить поправки в кодекс. Важно, что диалог бизнеса и власти существует". "Например, в новой редакции кодекса малому бизнесу на едином налоге будет позволено работать с юрлицами", – говорит директор ООО "Украинский корпоративный аудит" Неля Лукьянова.
"Пока идет перестройка. Несколько повысились ставки для малого бизнеса (не столько налоговые, сколько в Пенсионный фонд), но для среднего и крупного бизнеса нормы, что по прибыли предприятий, что по НДС, остались неизменными. Что касается прогнозов: уже в следующем году по новому кодексу будет уменьшаться ставка по НДС и по налогу на прибыль. Это должно снизить нагрузку на бизнес. И возможно, часть бизнеса выйдет из тени", – прогнозирует экономист Александр Жолудь.
Для представителей крупного бизнеса за год ничего не изменилось. Это подтвердили несколько владельцев больших комбинатов, мол, как работали, так и работаем. "Единственное, что предприятия, которые работали с ЧП-плательщиками единого налога, не могут отнести это на затраты. Это большой минус. Огромное количество людей поставляли нам услуги, товары. В остальном ничего не изменилось", – говорит Юрий Триндюк ("Хлебные инвестиции"). "Мы тоже не ощутили изменений, – подтверждает Лев Парцхаладзе ("XXI век"). – В кодексе изменений по нашей строительной отрасли нет".
А вот для среднего и мелкого бизнеса год был тяжелым, но связано это с объективными трудностями. "Любое нововведение требует переключения мозгов, изучения огромной законодательной базы. Поэтому и бухгалтерам, и бизнесменам было тяжело. А законы о налогообложении прибыли 1997 года они знали на память", – говорит директор ООО "Украинский корпоративный аудит" Неля Лукьянова. По ее словам, трудность была и в том, что Кодекс в силу вступил, а подзаконные документы, – инструкции, положения по заполнению форм, – выходили с опозданием. Но сейчас и это уладилось.
Аудитор отметила, что в целом стало работать легче, проще и прозрачнее. Отчетности меньше, сдавать ее в налоговую проще. А предпринимателей поубавилось по одной причине: те, кто участвовал в схемах минимизации прибыли, ушли с рынка. А те, кто работал открыто, никуда не делись. Что касается некоторых действительно мешающих работе положений, то они должны быть устранены после Нового года. Например, если сегодня ставка единого налога для всех одинакова, то по новым правилам она будет зависеть от оборота и высчитываться в трех пределах, – 100 тысяч в год, 300 тысяч и полмиллиона. "Это тоже упростит работу", – считает аудитор.
Для представителей среднего бизнеса год жизни по новым правилам принес некоторое облегчение, хотя многие проблемы остались. "Налог на прибыль уменьшили на 2%, но с увеличением количества отчетности и давлением налоговой этого слишком мало, – говорит директор компании – производителя интеллектуальной продукции "Динай-системз" Андрей Найдек. – Бизнес стало вести сложнее с точки зрения бухгалтерских и налоговых процедур. Если старый Налоговый кодекс более-менее урегулировал все вопросы, то теперь в законе написано одно, налоговая дает предписания делать по-своему, а решений судов по этим спорным моментам нет. А главное – клиенты и контрагенты стали заметно беднее и стараются уйти в наличный расчет".
А вот гендиректор энергохолдинга Леонид Кригер отметил уменьшение количества нестыковок в законодательстве и проверок: "Да. Количество проверок уменьшилось. Стало меньше и нестыковок в налоговом законодательстве – когда несколько законов противоречат друг другу. Но главная проблема – налоговый пресс, осталась. Только налог на зарплату – 37%, и НДС – 20%. И коррупция ни на йоту не уменьшилась. Все схемы ухода от уплаты налогов остались, изменились только хозяева этих схем".
А по словам гендиректора фармфирмы "Галеника" Александра Гуторова, появились новые сложности с реализацией большого количества наименований товаров. Например, кассовые аппараты кодируют пять тысяч наименований, а налоговая теперь требует, чтобы стояли такие, которые кодируют 15 тысяч, включая разновидности одного препарата: "Чтобы закодировать 15 тысяч товаров, надо покупать к компьютеру модем, который стоит в пределах 10 тысяч. У нас 22 точки – это 220 тысяч! Мы не можем это потянуть! Кроме того, нужен человек, который будет заниматься этой кодировкой, – а это еще дополнительные затраты".
Мелкие предприниматели, в основном занимающиеся розничной торговлей, в один голос жалуются, что новое налоговое законодательство вкупе с проблемами импорта разрушает их бизнес. Киевлянин Максим, чей магазин специализировался на продаже спорттоваров и экипировки, решил ликвидировать фирму. "Главное, что единый налог, благодаря которому мы все жили, потерял смысл, поскольку, кроме него, теперь платишь единый соцвзнос (ЕСВ), который гораздо больше. Итого в месяц 422 гривни, рост фактического налога – в два с лишним раза. И это на фоне того, что обещали налоговые каникулы", – говорит Максим. Кроме того, он жалуется, что налог на "белую" зарплату почти равен ей по объему: "Чем нужно торговать, чтобы каждый месяц гарантированно зарабатывать больше тысячи долларов только на зарплаты, налоги и сборы?".
Предприниматели, жалуясь на увеличенные налоги, забывают о том, что упрощенная система налогообложения изначально не задумывалась как способ не платить налоги. Ставка в 200 гривен была установлена в 1999-м году, когда средней зарплатой в стране было 100 долларов. С того времени цены и зарплаты выросли в среднем в 10 раз, а существующие налоги увеличены лишь вдвое.
Как сообщал MIGnews.com.ua, бизнесмены 1 декабря планируют объявить общенациональную забастовку под лозунгом "Переучет власти" – 200 тысяч предпринимателей не выйдут на работу.