Решение Национального банка Украины о продлении для банков срока пользования кредитами для поддержки ликвидности до 2020 года можно расценивать как попытку стабилизировать банковскую систему в стране.

Таким мнением в комментарии корреспонденту ГолосUA поделился исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Напомним, сегодня НБУ решил продлить для банков срок пользования кредитами для поддержки ликвидности до 2020 года.

По мнению О.Устенко, для такого решения у Нацбанка было несколько мотиваций.

"Первая и основная состоит в том, что банковская система Украины чувствует себя крайне плохо, а раз так, то нуждается в дополнительных деньгах. И вот эти дополнительные деньги сейчас -
это фактически та ликвидность, которую закачал НБУ
в уже существующие коммерческие банки. То есть заставить их сейчас вернуть эту ликвидность, это
не дать возможности им оставаться на поверхности, а пустить их фактически под воду. НБУ четко понимает этот риск, учитывая массовые закрытия коммерческих банков, которые сейчас происходят. Проблемы, которые есть , в том числе и в украинских государственных банках, имею ввиду Укрэсимбанк и Ощадбанк. Вот они заняли такую позицию –; не будем пока пытаться их потопить", - сообщил эксперт.

С другой стороны , отмечает О.Устенко, возникает логичный вопрос –; почему это решение принято сейчас , а не раньше, после того, как часть банков уже пустили под откос? Следовательно, подчеркивает эксперт, возникает дополнительный вопрос: почему на так долго разрешают зависнуть этим деньгам?

"Просто хотел бы напомнить, что это не деньги НБУ, а налогоплательщиков. То есть эффект будет для всех вместе взятых. Это немножко странный момент. Хотя с
другой стороны и в случае закрытия этих банков тоже будет значительным и тоже для всех. Поэтому надо четко разбираться, кто в этом списке банков и о каких суммах зависших идет речь", - считает он.

Второй мотиватор НБУ, на котором О.Устенко акцентирует внимание,
"попытаться каким-то образом стабилизировать ситуацию в банковском секторе и попытаться возможно включить механизм кредитования украинской экономики".

"Проблема
в том, что 2015 год –; это год нашего продолжающегося падения и оно будет достаточно глубоким. И скорее всего будет находиться на отметке около 10%. И экономика нуждается в каком-нибудь стимулировании. За счет государственного бюджета стимулировать экономику нельзя ни в этом году, ни вряд ли можно будет в следующем. Инвестиционная активность пришла к историческому минимуму, экспорт , который все время был нашим драйвером для роста, снижается, и потребление домохозяйств тоже находится не на всплеске. Значит, нужно как-то стимулировать экономику", - проанализировал эксперт.

Он отмечает, что стимулировать экономику в краткосрочной перспективе можно было бы путем запуска монетарных методов стимулирования.

"Это вообще в принципе дает результат в краткосрочной перспективе, но если все остальные переменные в системном уравнении решены
и понятны. Но проблема в том, что остальные переменные непонятны. А остается некачественный бизнес-климат, все равно остаются условия военных действий на востоке страны, все равно остается неуверенность у рыночных игроков. Они пытаются попробовать", - сообщил эксперт.