В пределах 70 килограммов данных продуктов съедают финны и также не жалуются на здоровье. Около 50 килограммов за аналогичный период потребляют россияне и тоже хвастаются богатырским здоровьем. Зато прямые потомки днепровских и черноморских рыбаков едят чуть более 16 килограммов рыбы в год, а дефицит йода и фосфора восполняют американскими поливитаминами.

Где логика? А стоит ли искать логику в современной Украине, которая собственную рыбную отрасль на 95 процентов загнала в тень, а потребителя сосватала импортеру?

 

В Украине в год добывают почти 400 тысяч тонн рыбы, 37 тысяч тонн из указанного объема – во внутренних водоемах государства, остальное – из вод мирового океана. Потенциал реального объема добычи составляет практически полтора миллиона тонн. Немногим меньше как раз и вылавливается представителями отечественного рыбного промысла, правда, незаконно. 

 

«Черная» рыба или «серая» – добытая нелегальным путем – практически вся уходит на экспорт, и только примерно 10% указанного объема «из-под полы» реализуется в Украине. Поэтому с учетом нелегальных продаж уровень потребления рыбных и морепродуктов может составить и до 25 кг на человека в год. Но данную цифру нельзя считать достоверной. Да, в принципе, и не в уровне потребления дело. Ведь свято место пусто не бывает, и если отечественный производитель не сможет заполнить данную нишу рынка, на смену ему придут зарубежные конкуренты и дефицит будет восполнен.

 

Намного более опасной является тенденция процветающего браконьерства. Черный отлов рыбы производится не только в открытый сезон, но и весной, осенью – в пору усиленной охраны водной живности. По словам председателя Госкомитета рыбного хозяйства Владимира Волкова, в промышленных объемах круглогодично без разбора отлавливается «все, что шевелится» и «все, что может составлять хоть какую-то коммерческую ценность». Нельзя сказать, что государственный надзор пассивно констатирует данный факт, не предпринимая никаких шагов по защите национального богатства. Рыбхоз ведет борьбу с браконьерами, а браконьеры – войну с представителями госконтроля.

 

Так, в январе 2008 года под Ялтой были жестоко избиты два сотрудника Комитета рыбного хозяйства, один из них от тяжести нанесенных телесных повреждений скончался через двое суток в больнице. В Запорожской области в начале февраля неизвестные напали на прибережный патруль, избили работников госконтроля и практически беспрепятственно скрылись с уловом, оцененным примерно в 3 тонны. В 2007 году от рук злоумышленников пострадали 12 сотрудников контролирующего органа.

 

 «Пока что в борьбе за закон мы проигрываем. Поэтому большие надежды полагаем на власти, которые должны понять, что выходить на уверенно чувствующего себя браконьера со столь малочисленной армией бессмысленно» - подчеркнул Владимир Волков. Вместе с тем, Госкомрыбхоз настаивает на пересмотре законодательства, которое за произвольный вылов рыбы предусматривает смехотворные штрафы. По мнению Волкова, параллельно со штрафами, которые нужно увеличить в несколько раз, необходимо внедрить обязательную конфискацию инструмента и оборудования, при помощи которого производится отлов рыбы, а также транспортных средств.

 

Скорее всего, именно потому браконьеры на отечественных водных просторах чувствую себя спокойно, что, заплатив штраф в несколько десятков гривен, с украденного они выручают на порядок больше. Так, максимальный штраф за подобную деятельность составляет 117 грн, при этом минимальный промышленный браконьерский улов оценивается в 3-5 тыс. грн. При таком раскладе можно за раз уплатить и несколько штрафов, не почувствовав большой потери.

 

Правда, данная законодательная инициатива рискует натолкнуться на непонимание народных избранников и может остаться неподержанной в парламенте. В таком случае, декларации об эффективной финансовой господдержке рыбного хозяйства окажутся просто пустым звуком. Ведь значительно большие средства из госказны утекут браконьерскими путями. А украинцы и дальше будут восполнять дефицит йода и фосфора с помощью импортных поливитаминов.