Авторство идеи создания Службы финансовых расследований (финансовой полиции), над которой в прошлом году работал вице-премьер Сергей Тигипко, в ее новом виде принадлежит "молодой команде", а именно первому вице-премьеру Сергею Арбузову. Об этом сообщили источники в Кабмине.
В Администрации Президента заявили, что не имеют отношения к разработке этого законопроекта, пишет КоммерсантЪ-Украина. 
Основные задачи СФР будут заключаться в контроле над финансовой системой с целью предотвращения преступных посягательств (например, при госзакупках), за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также в выявлении коррупционных действий. Служба будет иметь региональные и местные подразделения, численный состав будет определяться ее главой.
Сотрудники службы, согласно законопроекту, лишь на основании письменных требований смогут получать от банков и других кредитно-финансовых учреждений, налоговых и таможенных органов информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренних и внешних экономических соглашениях предприятий. В любое время суток полицейские смогут беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, изымать документы, опечатывать кассы, склады, архивы на срок не более 24 часов, проводить экспертизы сырья и продукции, контролировать производство, останавливать операции с бюджетными средствами.
Они смогут находиться в жилых помещениях граждан, изымать предметы и вещи, которые, по мнению должностного лица службы, могут быть запрещены, ограничены в обороте или подделаны, пользоваться транспортными средствами и средствами связи физических и юридических лиц, контролировать общественный порядок. При неповиновении сотруднику СФР человек может быть задержан минимум на сутки.
Все вышеуказанное будет проводиться сотрудниками СФР без решения суда и санкции прокурора, а лишь по собственному решению. Он сможет применять "меры физического воздействия, спецсредства и огнестрельное оружие".
Наряду с такими широкими полномочиями сотрудники службы получат социальные гарантии, например жилье, которое в случае смерти сотрудника получит его семья, как и 10-летнюю зарплату погибшего и его пенсию в объеме месячного оклада.
Почти все министерства критически настроены к идее создания новой службы. В письме министра доходов и сборов Александра Клименко к Сергею Арбузову указывается, что предложение ликвидировать структуры, на базе которых будет создано силовое ведомство, не учитывает того, что они осуществляют функции, "выходящие за рамки понятия финансовой полиции", то есть расследуют преступления организованных групп, осуществляют борьбу с терроризмом, шпионажем, заказными убийствами, наркотрафиком. "Утрата налоговыми органами возможности расследования криминальных нарушений в финансовой сфере может привести к риску невыполнения бюджета, поскольку новая силовая структура не будет нести ответственности за выполнение этой функции", – уверен Клименко.
Кроме того, применение мер влияния без судебных решений, использование оружия в зависимости от субъективной оценки ситуации приведет к новым конфликтам. "Законопроектом рушится вектор взаимопонимания контролирующих органов и плательщиков, уничтожается цель достижения благоприятного инвестклимата, видится возвращение во времена милитаризации", – резюмирует министр доходов.
Новый орган сможет использоваться против каждого человека и предприятия в концентрированном виде. "И легко для рейдерских захватов, так как можно парализовать деятельность предприятия, арестовав акционеров, директора и бухгалтера. Это карающая дубина, а следующим шагом можно ожидать введение комендантского часа", – считает генеральный директор Бюро экономических и социальных исследований Валерий Гладкий.
Вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Максим Кунченко уверен, что в Евросоюзе эту инициативу не поймут, если СФР не будет опираться на решения судов. По словам исполнительного директора "Европейской бизнес ассоциации" Анны Деревянко, инвесторы и сейчас обходят Украину из-за сложности ведения бизнеса, и "закручивание гаек" не будет способствовать притоку инвестиций: "Новации чреваты последствиями, тем более когда не работает судебная система".
В налоговой милиции не разделяют опасений бизнеса. По словам первого замглавы налоговой милиции-начальника Главного управления налоговой милиции ГНС Василия Коваля, вместо нескольких проверяющих, приходящих к бизнесу с одним и тем же вопросом, контролировать их будет один проверяющий. Поэтому в налоговой милиции согласовали законопроект с техническими замечаниями – в частности, где брать деньги на обеспечение СФР. Объединение в одном органе функций контроля над доходами и расходами бюджета поддерживает координационный центр по внедрению экономических реформ при Президенте. Но ряд предложений, например, о применении спецсредств, "не отвечает демократическим стандартам", а проверка документов граждан, контроль общественного порядка, задержание и содержание под стражей – функции милиции и СБУ.
Обеспокоенность Минюста вызывает возможность задержания лицами СФР граждан, не подчинившихся их требованиям. В Минюсте считают, что проект требует серьезной доработки на соответствие Конституции и законам.
Как сообщал MIGnews.com.ua, финансовая полиция как отдельный силовой орган со специальным статусом и мегаполномочиями, будет подчиняться непосредственно Президенту Виктору Януковичу.