Руководитель российского газового монополиста впервые за долгое время не был принят президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, единственным лицом, принимающим решения по газовым вопросам.

 

 

Ашхабад никак не комментировал приезд Миллера (не было даже сообщения о самом факте встречи с делегацией "Газпрома"). Представитель российского концерна утверждает, что встреча с вице-премьером Тачберды Тагыевым была обусловлена предварительным характером переговоров о ценах на газ с 2009 года и на долгосрочную перспективу.

 

 

Туркменский лидер накануне визита Миллера вел активные переговоры с альтернативными покупателями газа. Теперь Гурбангулы Бердымухамедова ждут в конце недели в Санкт-Петербурге на неформальный саммит СНГ. Там запланирована двусторонняя встреча президентов России и Туркменистана, в ходе которой и будет обсуждаться тема газового сотрудничества.

 

 

На переговорах в Ашхабаде, как сообщил "Газпром", отмечалось, что стороны полностью удовлетворены итогами работы на базе долгосрочного контракта на закупку туркменского газа. Российская компания готова платить за газ на туркменской границе цену, рассчитанную исходя из стоимости газа для клиентов "Газпрома" в ЕС (за вычетом транспортных расходов и обычной нормы прибыли).

 

 

Тем временем президент Бердымухамедов подписал меморандум с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом и ездил в Азербайджан обсуждать в том числе Транскаспийский газопровод. В конце мая он принимал помощника госсекретаря Ричарда Баучера, который убеждал туркменского лидера в необходимости диверсификации маршрутов.

 

 

Кроме того, в выходные в Ашхабаде состоялись переговоры по цене газа с представителями Индии и Пакистана в рамках технических групп по подготовке проекта Трансафганского газопровода.

 

 

Напомним, что "Газпром" закупает в Туркменистане 42-44 миллиарда кубометров газа в год. В первом полугодии цена составляет 130 долларов за тысячу кубометров, а с 1 июля, согласно договоренностям, увеличится на 20 долларов. Туркменистан, Узбекистан и Казахстан со следующего года намерены продавать газ по европейской цене, и получили принципиальное согласие российского концерна. Однако предметные переговоры по этому поводу только начинаются.