В марте на экраны выходит кинолента Юрия Кары, пролежавшая на полке полтора десятка лет! Александр Филиппенко, сыграл Коровьева у Кары и Азазелло у Бортко. Кроме него, лишь Валентину Гафту посчастливилось сыграть в обеих экранизациях булгаковского романа. - Александр Георгиевич, вы с Гафтом наверняка обсудили выход картины Кары в прокат. Стала ли эта новость неожиданностью для вас? - Ну конечно! Мы говорили о том, что если еще будут экранизировать "Мастера", то играть должны только российские актеры. Очень уж много заметок оставил нам Булгаков в подтекстах, иностранцам этого не понять. - А в то, что картина вообще выйдет на экраны, верили? - Я уже свыкся с тем, что она будет лежать в архивах Госфильмофонда. Мне даже это было приятно, а тут такой подарок. Ну, а за нашу сцену с Куравлевым можно было бы и "Оскара" получить! - Вы застали то время, когда не то что об экранизации не заикались, саму книгу достать было невозможно. Как к вам попал роман впервые, помните? - Конечно! Первая часть вышла в журнале "Москва", до сих пор у меня он есть. Вторая была датирована уже следующим годом, чтобы все подписались, а купил я ее не в Москве, а в аэропорту Астаны, куда ездил с агитбригадой МФТИ. - А как вы попали на съемочную площадку фильма Кары "Мастер и Маргарита"? - Кара предложил мне роль Коровьева, когда мы болтали по телефону, а Владимир Бортко - роль Азазелло - на Патриарших прудах, где я гулял со своими немосковскими друзьями, которым показывал булгаковские места. Хорошие роли в хороших проектах - редко выпадают такие удачи. И они всегда неожиданны, хотя любимый мой жанр - трагифарс, а клетчатые брюки и пиджак всегда были в моем гардеробе. - Бортко наверняка видел вас у Кары, когда приглашал к себе. И наверное, рассыпался в комплиментах Коровьеву? - Никаких "комплиментов", как вы выражаетесь, от Владимира Бортко я не слышал. Просто мы встретились на Патриарших прудах, я живу там и часто гуляю - то с друзьями, то с собаками. Бортко выбирал натуру. Он сказал примерно так: "Коровьевым ты уже был, теперь Азазелло сыграешь?" - У вас отлично получаются герои с чертовщинкой. Чувствуете, что они вам особенно удаются? - Так повелось, что, начиная с фильма "Рожденная революцией", меня снимали исключительно в отрицательных ролях. А я, как мог, старался получать от этого удовольствие. Находил интересные черты в любых персонажах - будь то Кощей Бессмертный или сама Смерть (в "Звезде и смерти Хоакина Мурьеты"), а уж у Булгакова оба образа гениально выписаны - одно удовольствие играть. - Но какая из двух ролей была вам ближе? - Не могу сказать. Это совершенно разные фильмы и разные прочтения. У Кары я на 10 лет был моложе! И легче ко всему относился. У Бортко все гораздо серьезней. - То есть Бортко был более требовательным или роль Азазелло оказалась сложнее? - Играя Азазелло, надо было быть намного сдержаннее, чем в воздушной роли Коровьева. У Бортко все было реальнее. Все по-другому. Он нам все время говорил, что мы не играем мистику, мы играем реальных людей. "Никаких прыжков и ужимок", - говорил он мне. Ну а я в ответ улыбался, так как знал, что он видел фильм Кары… - Понятно, что Булгаков актуален и по сей день, а про фильм то же самое можно сказать? - Посмотрим! Мне кажется, что в этой картине есть великолепно сыгранные роли - и у Гафта, и у Вертинской, и у Бурляева, и у Ульянова. Жаль, если бы наш зритель никогда не увидел этого. Не у всех есть Интернет, и немногие видели фильм (пиратские копии давно гуляют по Сети. - Ред.). Мне дорога эта картина, и мой взгляд субъективен. А объективную точку зрения узнаем у зрителей. - Ну, а то, что фильм Бортко подогрел интерес к картине Кары, отрицать не будете? - Не буду, конечно, подогрел. К счастью, должен сказать, потому что есть примеры неких экранизаций, которые убили интерес к книгам. - Какая из двух картин вам больше нравится? - В обоих случаях я имел потрясающую возможность играть с величайшими актерами нашей страны. Но судить о том, какая картина ближе мне или зрителю - не могу. Когда я буду сам снимать "Мастера и Маргариту", озадачусь этим вопросом, но думаю, что молодые студенты ВГИКа, возможно, снимут только любовную линию. О том, почему Маргарита ушла из арбатского особняка в подвал. (Смеется.) Наверное, любовь была большая! - В 90 годы не было такого технического оснащения, как сейчас. А в картине много "тяжелых" с точки зрения съемок сцен - открывающиеся пространства, летающая Маргарита, бал Сатаны… В этом плане Бортко был в более выигрышной ситуации. Как будет сейчас смотреться работа Кары? - Я уверен, что наши зрители - умные люди, они все прекрасно поймут, оценят и сделают скидку на "то" время. Мы же с не меньшим интересом смотрим старые фильмы, где нет никаких компьютерных эффектов. - Говоря о "Мастере и Маргарите", упоминают связанную с картиной мистику. Вас она затронула? - Самая большая мистика заключается в том, что не было еще ни одного интервью, где меня об этом не спросили бы. Никакой мистики не было - кроме того, что книга, которая считалась полуподпольной и полузапрещенной, стала теперь обязательной даже в школьной программе. Воистину рукописи не горят! - А что, по-вашему, современная молодежь видит в этом произведении? - Абсолютно правдивые, до смешного страшные истории жизни и быта своей страны в годы репрессий. И с удивлением понимает: мало что изменилось! По материалам Собеседника