Но сегодня к головной боли в виде подготовки к проведению Евро-2012, где Донецк указан как один из городов, в котором должны пройти матчи чемпионата, добавилась еще одна. Часть «регионалов» настаивает на том, что именно Донецкая организация Партии регионов должна решить судьбу ушедшей в СНБОУ Раисы Богатыревой. Именно об этом - в беседе с Анатолием Близнюком.
 

- Анатолий Михайлович, как продвигается работа по Евро-2012 в Донецкой области? С какими же проблемами региону пришлось столкнуться?


- Работа в области продвигается нормально. Мы на сессии приняли соответствующее решение и контролируем этот процесс. Наши специалисты выезжали в Германию и Австрию, обменялись опытом, но есть у нас и проблемы.

 


Например, поскольку вновь назначенное правительство и Секретариат Президента начали «опікуватися» Евро-2012, они пытаются вникнуть в это дело, не зная, что уже сделано в Донецкой области. Но я думаю, они разберутся, и мы будем продолжать работать, чтобы не ударить лицом в грязь.

 

Есть и еще одна проблема: Евро-2012 - это в определенной степени коммерческий проект. А все коммерческие права – продажа и билетов, и атрибутики Евро - это прерогатива Федерации футбола, согласно условиям договора между УЕФА и ФФУ мы к этому никакого отношения не имеем. Поэтому мы настаиваем, чтобы Федерация футбола, являясь владельцем коммерческих прав, создавала в Донецкой области исполнительную дирекцию и реализовывала все существующие программы, в том числе искала бы источники финансирования для организации этого процесса. А то кому-то там хочется, чтобы мы искали средства, спонсоров, что-то там делали, а кто-то бы этим распоряжался. Мы знаем, как это делается в мире, и будем требовать, чтобы мировой опыт был реализован в Донецкой области в частности, и в Украине в целом.

 


Проблема также в том, что страна не видит Евро 2009 года, считая, что в Донецкой области - в Донецке и Мариуполе - все сами сделают. А там та же ситуация! И коммерческие права, и идеология договорных отношений, поэтому мы настаиваем уже сегодня, чтобы уделяли внимание и Евро-2009. Апробировать его можно уже при проведении турнира Банникова, который состоится в Донецкой области, однако нужно, чтобы государство в этих вопросах финансировало Донецк и Мариуполь.

 


- Каков бюджет подготовки к чемпионатам? Хватит ли средств?


- Средств никогда ни у кого в жизни не хватало! Но средств всегда море. И они идут туда, где планируется прибыль. Слава Богу, там есть Ринат Ахметов, который решил за свои деньги построить стадион.

 

Мы также понимаем, что надо строить гостиницы, надо кормить людей, надо предлагать им какие-то туристические маршруты… Поэтому мы сейчас работаем с фирмами, которые трудятся в этих направлениях, чтобы помогать им уже к 2009 году подготовиться к приему болельщиков - сначала небольшого количества, а потом и того числа, о котором заявлено применительно к Евро-2012 - 50 тысяч.


Мы говорим о 36 миллионах гривен для организации этой работы. Имеются в виду бюджетные средства. Но, кроме того, есть и средства инвесторов. Один стадион будет, наверное, с учетом подорожания, стоить свыше 300 млн. долларов.


- А кто из инвесторов, кроме Рината Ахметова, работает в области, или, может быть, собирается работать?


- Наверное, собираются. Но надо же им предложить! Поэтому мы сегодня готовим коммерческие предложения по строительству аэровокзального комплекса, строим взлетно-посадочную полосу, уже в этом году в нее вложено 140 миллионов гривен. Мы повезем в Канны на международную выставку все эти коммерческие проекты и предложения. Инвесторы сегодня хотят вкладывать деньги, но мы должны создать для них условия.


- Есть версия, что Евро могут у Украины отобрать. Как вы думаете, может ли такое произойти и что могло бы послужить толчком к этому?


- Если мы будем указывать друг на друга пальцами: Секретариат Президента - на Кабмин, Кабмин - на местные органы, и проводить идеологию «своих пяти копеек», это возможно. На «5 канале», когда задавали вопрос, кто ответственный за проведение Евро-2012, больше всего людей ответили, что органы местного самоуправления.

 

А вообще-то надо понимать, что есть голова, и откуда рыба гниет, мы тоже в истории уже проходили. Поэтому не надо ни на кого указывать пальцем, мы этого не делаем, понимая, с помощью каких механизмов можно реализовать намеченное, и предлагаем их для совместного решения. Если мы будем действовать именно так, никто у нас ничего не отберет, и Украина сохранит имидж нормального, цивилизованного государства, с которым можно сотрудничать и в дальнейшем. В противном случае обзовут «банановой республикой» и забудут.

 


- Какие перемены вы как председатель облсовета ощутили после смены правительства? Возможно, в отношении к региону со стороны премьера или Президента?


- У каждого есть свои задачи. Есть Конституция, есть закон о местном самоуправлении. Придерживаясь их и других законов, мы у себя в области работаем по обеспечению и повышению жизненного уровня наших людей. А помогать… чем они могут? Да лишь бы не мешали! Пусть они сами между собой разберутся, чего они хотят и как нам это надо делать - всем вместе! И от этого также будет зависеть успех, в том числе и работы по Евро-2012.

 


Призывы: «Люди, работайте, ищите, предлагайте проекты, предлагайте инвесторам, пусть они к вам едут», - это совершенно правильно. Это не давление. А вот если кто-то там пытается какие-то другие задачи решать…


Но у нас на сегодняшний день есть законодательная база, позволяющая нормально работать. И все. Я бы очень хотел, чтобы новое правительство как можно скорее вникало в дела и поняло стоящие перед нами проблемы. И если мы сегодня имеем обвальное подорожание продуктов питания, то на эти вопросы надо давать ответы! Почему цена на масло снова выросла практически на 30%, почему на зерно, хлеб цена растет? Почему на мясо цена на 10% поднялась, и никто этого не видит? Мы же должны понимать: были подняты пенсионные выплаты, что привлекло дополнительных 300 миллионов только в Донецкой области, плюс выплачено по вкладам Сбербанка СССР 125 миллионов. Если же пересчитать заработную плату шахтерам, это тоже плюс 100 миллионов.

 

Я не возражаю, это правильно, это хорошо, это пополнение местных бюджетов. Но на всякий случай надо вспомнить законы экономики, которые включают такой показатель, как производительность труда. И вот если там все нормально, тогда нет инфляции, а есть заработанная зарплата. И тогда люди не остаются обворованными так, как сегодня. Три копейки дали, 10 гривен забрали – из-за инфляции.


- А есть ли перспективы у Соглашения о сотрудничестве между Донецким областным советом и Кабинетом Министров, которое подписывал с вами еще Виктор Янукович? Новое правительство не будет препятствовать развитию сотрудничества?


- Бюджет принят, как они выражаются, технический. Он будет корректироваться, и в марте окончательно утверждаться, как я понимаю. Мы все свои обязательства в договоре финансируем на 100%. 29 января в Министерстве экономики с привлечением всех руководителей и их заместителей мы рассмотрим этот вопрос, и я уверен, что эти средства при корректировке бюджета будут включены.

 

Соглашение - это юридический документ, который может быть обжалован в установленном законом порядке, и мы можем законно требовать выполнения ранее подписанных договоренностей.


- А как обстоит дело с бюджетом Донецкой области, примут ли его в пятницу на сессии областного совета? Да и без скандалов, похоже, не обойдется?


- Я сам готов поскандалить с кем угодно. Бюджета никогда не хватало и не хватит. Это, как говорят, вечный процесс. Мы имеем контрольные цифры, у нас есть вопросы, возражения по отдельным городам, районам. У нас бюджет не консолидированный, как было раньше, когда средства выделялись на область, а область потом делила их среди 45 субъектов.

 

Сегодня все эти 45 бюджетов и 46-й бюджет областного совета формируются в Киеве, и мы имеем свой бюджет под свои интернаты, лечебные учреждения, учреждения для инвалидов. Этот - как бюджет проедания - мы будем принимать. По крайней мере, я предложу это депутатам. Как на него реагировать - это дело каждого депутата. (Бюджет был принят 25 января. – Ред.)


Юлия Тимошенко когда-то говорила, что после досрочных парламентских выборов нужно провести досрочные перевыборы в местные советы. Как вы думаете, состоятся ли эти перевыборы?


- В этой стране может случиться все. Как, собственно, и происходит. Как заявил приезжавший к нам на днях министр угольной промышленности, в нашей стране чаще меняются министры, чем годы - такая практика есть. Я считаю, что все, что на сегодняшний день делается, инициируется со стороны Секретариата Президента, те неотложные законопроекты, которые подал Президент, - все это ведет к нарушению Конституции, к «перечеркиванию» закона о местном самоуправлении. Один хочет так, другая - по-другому. А кто-то спросил у народа, как он хочет?..


- Но если выборы все-таки состоятся, какой расклад политических сил вы прогнозируете в Донецкой области? Сможет ли Партия регионов вновь получить свой достаточно мощный процент голосов?


- Я уверен, что так и будет. Но говорить о мощном перевесе не берусь… Народ ведь тоже оценивает. Тем более что предпринят ряд популистских шагов, приведших к тому, что бабушка, получившая тысячу, говорит: «Теперь я буду за Юлю голосовать». Ну, это ее право.

 

Но мы должны понимать, что жизненные реалии - в построении нормального, цивилизованного, демократического государства, исполнении действующего законодательства, а не в переформатировании этого законодательства под каждого конкретного человека, приходящего на вершину власти.


- Вы говорите о популизме, с помощью которого избирателя переманивают на свою сторону. А есть ли у Партии регионов, по крайней мере, в Донецкой области, какие-то методы, чтобы удержать избирателя? Многие жалуются, что Партия регионов молчит даже в вопросах о русском языке и НАТО, хотя обещала отстаивать их. Почему молчит Партия регионов?


- Мне нелегко отвечать на этот вопрос, поскольку я являюсь заместителем руководителя Партии регионов в Донецкой области… Я официально вам заявляю, что политически мы не сняли ни одного задекларированного в избирательной кампании лозунга, которые должны были быть реализованы в случае нашей победы на выборах, – ни о русском языке как втором государственном, ни о повышении жизненного уровня людей.


- А как вы оцениваете факт назначения Раисы Богатыревой секретарем СНБО и факт ее согласия на эту должность? Означает ли это, что Раиса Васильевна должна быть исключена из партии, как об этом говорит часть ее однопартийцев? В этом случае исключать ее должна именно Донецкая ячейка партии, будете ли вы это делать?

 

- Я бы мог попытаться слукавить и сказать, что она состоит в Буденновской, по-моему, районной организации, так вот пусть они там и принимают решение. Но я скажу по-другому. Во-первых, Раиса Васильевна Богатырева - это уже состоявшийся политик, игравший не последнюю роль в Партии регионов.

 

Я не знаю, какие там произошли события, и как ей предложили эту должность, но она приняла такое решение, и это ее выбор. Это ее выбор как человека. Именно так я к этому решению отношусь.


Другой вопрос - какое решение будет принято партийным руководством в отношении члена партии Раисы Васильевны Богатыревой - рекомендовать первичной партийной организации что-то сделать или же не реагировать. Это уже, как говорят, дело времени.


- Ну а вы сами выступали бы за ее исключение как член Партии регионов?


- Говоря о Раисе Васильевне как о человеке, скажу: она должна была быть первым вице-спикером, если не спикером. Но если так сложилось, что мы не смогли образовать коалицию, а решение по первому вице-спикеру не было принято…


Я за то, чтобы исключить ее из партии, не голосовал бы. Я просто бы высказал к этому свое отношение: Раиса Васильевна сделала свой выбор, и она сама должна определиться, каким образом ей поступить.


- Видите ли вы себя в каком-либо другом проекте, кроме Партии регионов?


- Я был и остаюсь членом Партии регионов. Это партия, исповедующая идеологию регионального развития, и я полностью ее разделяю. Я готов бороться за развитие местного самоуправления, предоставление прав местным громадам, а не чиновникам, которые присваивают себе право управления народом, на самом деле не умея этого реально делать. Надо предоставить право это регулировать громаде. Вот я и стараюсь этим заниматься.