Парламентская фракция "БЮТ-Батькивщина" нещадно избавляется от народных депутатов, проголосовавших вразрез с официальной позицией партии. В феврале 2011 года из фракции ушел один из самых проверенных и преданных оппозиционным идеям политиков – Анатолий Семинога, несколько лет возглавлявший столичную ячейку "Батькивщины". Правда, проблемы внутри партии это только усугубило.
О процессах, происходящих в некогда родной ему политической силе, и о том, почему оппозиция не защищает Юлию Тимошенко, Анатолий Семинога рассказал в эксклюзивном интервью MIGnews.com.ua.
- Ситуация вокруг дела Юлии Тимошенко обостряется: суд принят решение арестовать ее еще раз, проводил свои заседания прямо в СИЗО. А активной реакции "Батькивщины" на это все нет…
- Надо, конечно, что-то делать, но действительно ничего не происходит. Я как бывший оппозиционер не вижу эффективной работы оппозиции. Меня удивило, что сессия Верховной Рады была заблокирована только на один день и к концу четверга парламент начал возвращаться к нормальной работе. Насколько я разбираюсь в блокировании, если вопрос ставится, то трибуна держится заблокированной до тех пор, пока вопрос не будет решен. А так мы стали свидетелями то ли полублокирования, то ли полупопытки решить проблему.
- Некоторые политологи утверждают, что внутри "Батькивщины" сейчас больше озабочены не судьбой своего лидера, а тем, как поделить политическое наследство Тимошенко.
- Я думаю, что такие процессы там действительно происходят. Не знаю, речь ли идет о наследстве, или о влиянии на фракцию, но как минимум сегодня происходит определенное переформатирование оппозиции. Для меня было, конечно, не очень приятно, что Ивана Кириленко отстранили от руководства фракцией. Этот человек взвешено, умно руководил фракцией, он в любой ситуации пытался искать компромисс и опять же, прежде всего, защищал интересы Юлии Владимировны. И я не понимаю, какая была необходимость снимать его с этой должности. Он был на своем месте. Сможет ли новое руководство фракции организовать эффективную работу? Мне кажется, что блокирование Рады в четверг продемонстрировало, что не сможет.
- Как вы оцениваете нынешней состояние всей оппозиции? Действительно ли дела настолько плохи, как считают эксперты?
- К сожалению, на сегодня я не вижу эффективной политической силы, эффективной оппозиции, которая могла бы сослужить хорошую службу нашей стране, потому что власть без оппозиции, разумеется, это бесконтрольная власть. Безусловно, нужна сильная оппозиция для того, чтобы была эффективная власть. Будем надеяться, что она у нас появится.
- В лагере противников власти часто говорят об объединении. Но, по-моему, даже сами лидеры оппозиционных партий не верят в него. А вы верите в перспективу хотя бы частичного объединения нескольких политических сил.
- Я не вижу такой перспективы. Конечно, какие-то маленькие партии, которые не будут иметь возможность преодолеть проходной барьер и оказаться в Верховной Раде, могут попытаться влиться в какие-то другие партии, которые имеют такие шансы. Но, как показала наша история (я имею в виду партию "Наша Украина" и другие проекты), эти объединения долго не живут и никакого результата не дают. Я сегодня не вижу в Украине такой партии, которая бы реально, конкретно представляла интересы хотя бы какой-то части граждан нашего государства. Фактически, все партии и все политические силы, представленные в нашей стране, так или иначе вынуждены служить крупному капиталу, ибо для того, чтобы заниматься политикой, нужны большие деньги.
Но сегодня начинают зарождаться процессы, которые дают повод надеяться, что в будущем появятся такие партии, которые будут представлять именно интересы людей. Афганцы показали, что умеют представлять свои интересы, предприниматели это продемонстрировали, чернобыльцы показали, что умеют объединяться и защищать свои права. Возможно, в будущем на основе таких общественных движений обязательно родятся партии, которые будут построены снизу, и которые будут отстаивать и лоббировать интересы именно общества. И такие партии будут иметь перспективу. Если будет по-другому, то перспективы построить такую демократию, о которой мы мечтаем - демократию европейского уровня - мы не построим.
- Судьба Юлии Тимошенко. Как вы считаете, что ее ждет в ближайшем будущем?
- Мне тяжело прогнозировать такие вещи. Об этом, скорее, надо спросить у представителей власти. Я все же надеюсь, что Юлия Владимировна будет на свободе. СИЗО не место для такого человека как она.
- Многих экспертов и журналистов несколько настораживает внешнеполитическая политика, которую демонстрирует руководство нашей страны. Напоминает маятник…
- У Украины сегодня есть реальный шанс приблизиться к Евросоюзу, и мы не вправе этот шанс упускать. Украина шла к этому много и много лет - 20 лет своей независимости. А предыдущие века, предыдущие поколения украинцев стремились быть в европейской семье свободных стран. И сейчас такая возможность у нашей страны есть. Не только мы туда просимся, не только мы пытаемся достучаться, но, мне кажется, что уже и Европа понимает, что Украина нужна европейским странам. Поэтому я еще раз повторяю: я уверен, что мы этот шанс должны использовать и заработать для Украины серьезную перспективу стать членом ЕС. И мне кажется, что нынешняя власть это понимает. Возможно, какие-то другие вещи мешают им это сделать, но я убежден, что здравый смысл победит, и путь в Европу будет открыт.
- Как вы оцениваете новый закон о выборах?
- Мне кажется, что идеальных законопроектов не бывает. На мой взгляд, и этот закон имеет определенные недостатки. Например, увеличен проходной барьер. Я считаю, что он наоборот должен быть меньше, для того, чтобы в парламент были введены политические силы, которые смогли бы сформировать нормальную оппозицию. Но, к сожалению, закон таков, как он есть.
В то же время, в той ситуации, которая сложилась, я тоже не видел, скажем, перспективы в выборах только по партийным спискам. Потому что, мне кажется, партийные структуры в украинском исполнении не выполняют той функции, которую они должны выполнять в демократическом государстве. А именно: функции контроля за властью, функции представления общественного мнения, представления общественных интересов в законодательном органе. Поэтому будем надеяться, что мажоритарная система позволит каким-то образом улучшить эту ситуацию, чтобы депутаты больше представляли интересы избирателей, ведь именно избиратели делегировали их в Верховную Раду.
- Вы будете принимать участие в предстоящих парламентских выборах?
- Об этом еще рано говорить. Скорее всего, я буду принимать участие в выборах и, скорее всего, я буду баллотироваться по округу. Политической силы, с которой можно было бы работать и вместе идти в парламент, я пока не вижу. К сожалению.
Ольга Корягина, MIGnews.com.ua