- Вы верите в перерождение людей?

 

- Да. Только, к сожалению, опыта от предыдущей жизни человек не приобретает.

 

- Если бы вам подарили возможность родиться снова и в другой стране, как бы вы воспользовались подарком?

 

- В какой стране и в какое время рождаться, человеку выбирать не приходится. Но если бы мне предложили родиться заново, я бы согласился.

 

- Сколько вы написали книг?

 

- Семнадцать будет, вот еще одну дописываю.

 

- Про что ваша новая книга?

 

- Это анализ прожитой жизни с элементами биографии, но не мемуары.

 

- Вы можете себе позволить крепкое словцо?

 

- Я не против неформальной лексики, но когда это к месту и употребляется для эмоциональной окраски. Ненавижу мат в общественных местах или как ругань в состоянии тупой животной озлобленности.

 

- Что может вас вывести из себя?

 

- Глупость и отсутствие чувства юмора. Не терплю звездности - мы все равны перед обстоятельствами и все живем в одном муравейнике.

 

- Вы боитесь одиночества?

 

- Я - пример публичного одиночества. Не люблю светиться. Поэтому, наверное, почти не имею наград.

 

- Какие пять вещей, помимо одежды, вы берете с собой, выходя из дома?

 

- Ключи от дома, паспорт, хотя у меня его никто не спрашивает, бумажник, не важно, сколько в нем денег, записную книжку, авторучку, сигареты и зажигалку, а еще мобильный телефон.

 

- Где вас застала война?

 

- В 1938 году мы приехали в Москву и жили там в коммуналке. А когда началась война, нас эвакуировали вместе с младшим братом Валерой и мамой в Красноярск. В 1943-ем мы вернулись в Москву к папе, и я узнал, что такое голод, налеты, бомбежки. А еще я помню День Победы: много людей, цветы и даже соседи по коммуналке, которые всегда грызлись на общей кухне, в этот день обнимались, как родные.

 

- Почему после школы вы решили стать доктором, а не писателем?

 

- Я пошел в мединститут изучать высшую нервную деятельность. И параллельно начал писать. Спектакль, в котором я был одним из авторов, получил серебряную медаль на Международном студенческом фестивале в 1957 году.

 

- Расскажите, как вам удалось обратить на себя внимание певицы Майи Кристалинской?

 

- В то время она еще не была знаменита. Я только что окончил институт, а Майя готовилась к выступлению на Международном студенческом фестивале. Случайно стал свидетелем, как она репетирует с оркестром Юрия Саульского. Надо сказать, мне всегда нравились худенькие девушки с огромными глазами, особенно если они хорошо пели. А Майя пела завораживающе, вот я и влюбился. Все время думал о ней и однажды рассказал все своему другу. А он говорит: "А слабо тебе жениться?" "Нет, - говорю, - не слабо". И вскоре сделал предложение Майе. А через полгода мы расстались, потому как в таких вопросах, как женитьба, спешить не надо.

 

- Эта была ваша самая большая любовь?

 

- У меня много было женщин. Самая главная женщина для меня была Евгения - мама Василия, моего старшего сына, ее больше нет.

 

- Это правда, что вы были во Вьетнаме корреспондентом?

 

- В 1967 году, когда была война во Вьетнаме, туда готовилась большая делегация от Советского Союза. Но ближе к дате отъезда большинство нашли массу причин, чтобы не ехать. Остались только двое - я, в то время внештатный редактор журнала "Юность", и переводчик Мариан Ткачев. Нас все равно послали. Два месяца я колесил по стране и чудом остался жив. Один раз пошел на рынок. Через несколько минут после того, как я вышел с покупками, в торговые ряды угодила ракета, и много людей погибли. Второй раз мне повезло меньше - недалеко от меня взорвалась мина. Результат - два сломанных ребра. Старший сын Василий Арканов уехал в США, не так давно ушел с телеканала НТВ в переводчики. Младший, Пьер, живет во Франции и занимается политикой.

 

- Слышала, вы любитель казино. Какие игры предпочитаете?

 

- Техасский покер люблю за то, что в нем надо думать, как в шахматах. По шахматам я кандидат в мастера спорта.

 

- Значит, азартный человек?

 

- Человек должен быть азартным во всем: в любви, в учении, в жизни.

 

- Азарт в игре должен сочетаться с чувством меры?

 

- Да, иначе приобретаешь болезнь.

 

- А если человек поймал свою удачу за хвост?

 

- Не люблю людей, которые считают, что в момент стали везучими, и забывают о реалиях происходящего.

 

- Но ведь существует такое понятие, как фарт?

 

- Да, только не бывает фарта всегда. Например, мне выпадет возможность быть дирижером симфонического оркестра. Удача? Но я к ней не готов, так как я в дирижерском деле ничего не смыслю.

 

- Вот России сейчас явно фартит. Одна победа за другой. Вы считаете, это временная удача?

 

- Можно считать, что этот год хорошо складывается для России. Порадовала победа "Зенита". Если нам и дальше так будет фартить, надо этим пользоваться. Но если после хорошей погоды вдруг пойдет дождь, надо успеть вытащить зонт.

 

- Когда же вам подфартило стать известным?

 

- После международного скандала. 30 лет назад вышел самиздатовский альманах "Метрополь". В сборнике приняли участие многие известные в ту пору писатели: Высоцкий, Аксенов, Ерофеев, Попов. Среди них был и я. Альманах был популярен за границей, его цитировали по "Голосу Америки". Последнее в ЦК посчитали перебором и всех участников сборника перестали печатать. Таким странным образом я приобрел известность. А в 1979 году во Франции вышла моя книга "Истинная ложь", и я почувствовал себя счастливым. Меня признали писателем.

 

- А что для вас счастье сейчас?

 

- Когда я могу быть кому-то нужен.

 

СПРАВКА. Аркадий Михайлович Арканов родился 7 июня 1933 года в Киеве. В 1951 году окончил среднюю школу и поступил в Первый Московский ордена Ленина медицинский институт имени И. М. Сеченова, который и окончил шесть лет спустя. До 1960 года работал участковым врачом в Москве, потом расстался с медициной и занялся профессиональной литературной деятельностью. Автор 17 книг. В соавторстве с Григорием Гориным Аркановым созданы три пьесы – "Свадьба на всю Европу" (1966), "Банкет" (1968), "Маленькие комедии большого дома" (1973). Третий раз женат. Имеет двоих сыновей.