Название фильма, принесшего Де Пальме «Серебряного льва» за лучшую режиссуру, было бы правильнее перевести прямо противоположным образом - «Отредактировано».


Ибо он о том, через какое сито проходит любая информация об иракской войне. По форме это поддельная «документалка» по мотивам реального случая: американские солдаты изнасиловали 14-летнюю девочку, после чего убили всю ее семью.


Картина, составленная из разнородных кадров, снятых самими солдатами, камерами слежения, репортерами и даже иракскими террористами, обезглавливающими одного из американцев, - суровый приговор отвратительной и порочной войне, попав на которую нормальные с виду парни превращаются в жутких монстров.

 
«Я стал режиссером из-за вьетнамской войны»
 

- Идея этого фильма пришла ко мне вслед за предложением сделать фильм на цифровом видео за 5 миллионов долларов, - говорит режиссер. - Я начал искать историю, которую можно было бы рассказать именно и только в этом формате.


Мне попался на глаза отчет о реальном случае убийства в Ираке, и я схватился за голову. Полез в Интернет, изучал блоги, YouTube, сайты солдатских жен, загружал видео, снятое самими солдатами, фотографии иракских жертв... Эта война диаметрально отличается от прочих - в Интернете постоянно всплывают ее свидетельства. Работать в новом технологическом режиме мне очень понравилось: эту картину я снял всего за 18 дней. Хотя должен был за 24.
 

- Вы давно не снимали низкобюджетные, политические фильмы. Это необычный для вас поступок?
 

- Я множество необычных поступков совершил за свою карьеру! Я дитя 60-х. Необходимость высказаться по поводу Вьетнама когда-то и сделала меня кинорежиссером. И как только у меня появилась возможность снова войти в эту реку - я прыгнул в нее. Для меня остается загадкой, почему сейчас в Америке так мало снимается политических фильмов. Стыдоба да и только!
 

- Почему отношение к иракской войне гораздо более спокойное, чем было к вьетнамской?
 

- В 60-е за тем, что творилось во Вьетнаме, можно было наблюдать по телевидению. Потому и было такое активное протестное движение - тогда был призыв в армию, и любой мог оказаться на войне. Информацию об Ираке нужно искать, по телевизору ничего не показывают, медиакорпорации не заинтересованы в таких сюжетах: они отпугивают рекламодателей. И призыва в армию нет. Кто сейчас идет в армию?


Бедные необразованные парни, у которых нет другой возможности выбраться из трущоб и заработать деньги. Это во времена Вьетнама, когда в армию призывали молодежь из колледжей, было высокое самосознание. А сейчас всем все равно: напрямую это мало кого касается.
 

«Мы убиваем и насилуем каждый день!»
 

- В фильме есть реплика «Если вы убиваете людей, у вас должна быть на это очень хорошая причина».
 

- У этой войны такой причины нет. Мы в Ираке только потому, что Джордж Буш этого захотел! - рычит Де Пальма. - Он объявил, что ему сказал об этом лично Господь Бог. Я снял много фильмов про маньяков, но в этом случае даже мне стало страшно! Солдаты, которые творят насилие в чужой стране, будут страдать от этого всю жизнь. Я вижу, что происходит с ветеранами Вьетнама: у них потерянные лица, их жизнь разрушена.
 

- Ваш фильм, несомненно, покажут во всем мире. А сами американцы будут его смотреть?
 

- Я думаю, это их обязанность. Мы вторглись и оккупировали страну, разрушили ее экономику, убили сотни тысяч мирных жителей - теперь мы должны посмотреть на то, что наделали. Захотят ли они это сделать - другой вопрос. В моем фильме «Жертвы войны» (1989) поднималась та же проблема. Герой Майкла Джей Фокса становился изгоем, отказавшись насиловать маленькую вьетнамку вместе со своими товарищами. Когда он пытался рассказать кому-то об этом, то получал в ответ: «Какое твое дело? Мы убиваем и насилуем каждый день!»

 
- В сегодняшней Америке безопасно снимать такие картины?
 

- Когда снимаешь остро-критический фильм, сразу поднимается шум: как он смеет плохо говорить о наших войсках! Люди, которые задают серьезные вопросы своему правительству или открыто говорят о том, что Джордж Буш - идиот, в моей стране сегодня попадают в «черные списки».
 

- Вы не опасаетесь попасть в «черный список»?
 

- Я всю жизнь иду против течения. Поэтому ничего не боюсь. Хотя ничего приятного от этого не жду.


В поисках Аль Капоне
 

Один из самых знаменитых режиссеров в истории кино, Де Пальма остается рьяным и трогательным киноманом: на только что закончившемся Берлинском фестивале я часто видел его в зале, а на одном из сеансов просто сидел рядом с живым классиком.
 

- Когда-то вы сказали, что кинокамера лжет со скоростью 24 кадра в секунду.
 

- Конечно! Так же, как и все остальные носители информации. Я всегда напоминаю об этом в своих фильмах: то, что пытаются выдать за правду, на деле ею совсем не является.
 

- Что вы думаете о ситуации в Чечне?
 

- О том, что происходило и происходит в Чечне, мы на Западе не знаем ничего. Понимаете, вообще ни-че-го. Можно несколько лет изучать подобные вопросы и все равно ничего не узнать. Все, что остается, - это слушать то, что тебе скажут. Лично мне ясно только то, что это невероятно сложная ситуация. И еще одно: вы, европейцы, предпочитаете уживаться с ложью, в то время как мы, американцы, все-таки пытаемся ее разоблачить.
 

- Вы продолжите работать в формате, заданном этим фильмом?
 

- Да, я хочу снять картину о журналистах, прикомандированных к воинским частям, чья задача - делать репортажи о том, что они видят своими глазами. Вольно или невольно они тоже распространяют ложь.
 

- С большими голливудскими блокбастерами покончено?
 

- Нет, я работаю сейчас над продолжением «Неприкасаемых» - оно будет о восхождении Аль Капоне. Но хотел бы я снимать только высокобюджетные голливудские фильмы? Тоже нет. В основном они делаются для 14-летних подростков. Человеку с моим опытом и заслугами это неинтересно. Какой в этом смысл? Мне за 60. Сколько фильмов я еще смогу сделать? Так пусть это будут фильмы, по отношению к которым я испытываю подлинную страсть. Сейчас я осторожно отношусь к выбору новых проектов.
 

- Кто будет играть Аль Капоне?
 

- Я все еще в процессе поиска хорошего молодого актера, которого можно было бы поставить в один ряд с Робертом Де Ниро, игравшим Капоне в первой картине.
 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
 

Брайан Де Пальма родился 11 сентября 1940 года в Нью-Джерси. Изучал физику, параллельно работая над любительскими короткометражками.


С конца 60-х снимал независимые молодежные, политически заряженные комедии - «Приветствия», «Свадебная вечеринка», «Привет, мама!», в которых снимался Роберт Де Ниро. Настоящая известность пришла к Де Пальме с фильмом ужасов «Сестры», после которого он уже не расставался с остросюжетным жанром, сняв такие классические триллеры, как «Наваждение», «Ярость», «Прокол», «Подставное тело» и др. Был женат на актрисе Нэнси Ален и могущественном кинопродюсере Гейл Энн Херд («Терминатор-2», «Армагеддон»).
 

5 лучших фильмов Де Пальмы:
 

«Кэрри»
«Лицо со шрамом»
«Неприкасаемые»
«Путь Карлито»
«Миссия невыполнима»