Российская рок-группа "Ночные Снайперы" и ее солистка Диана Арбенина сейчас с новой программой "Выжить вопреки" находятся в туре по России. Перед одним из выступлений в Чите Диана в неформальной обстановке пообщалась с журналистами. Разговор получился разноплановый и, пожалуй, по максимуму порывистый, глубокий и непредсказуемый - как и сама Диана.
- Во-первых, добрый день! Я прилетела вчера, погода чудесная - сразу очень хочется очень гулять! Первым делом скажу - приходите на концерт. Слушать музыку - это гораздо интереснее, чем разговаривать. - Так начала сама Диана свое интервью, опередив журналистов. - Программа очень большая. Сегодня у нас "театр" будет - даже не рок-концерт. И свет, и звук, и видео. Совершенно четкое программное произведение.
- Ваш концерт называется "Выжить вопреки". А были ли Вашей жизни ситуации, когда вам приходилось бороться с собой?
- Нет. Я постоянно начеку, наблюдаю за тем, что во мне происходит. Но так, чтобы я себе изменяла - никогда не было. Никогда. Бороться с собой - это нормально. Но не изменять себе. Это совершенно разные вещи. Одно дело, когда ты понимаешь, что ошибся, и пошел дальше, а другое дело, когда ты просто абсолютно себя не критикуешь и начинаешь вдаваться в такую лавину "соглашательств" со странными вещами, что совесть перестает работать. Вот такого со мной не было. Я наоборот такой "рефлексирующий рак". Я по знаку зодиака Рак. Нам свойственно сомневаться и постоянно быть собой недовольными.
- Философия вашего творчества - в чем она?
- Нет у меня философии никакой. Я живу себе и живу. Пою песни и пою. Когда мне что-то нравится, это видно. Это находит отклик у меня в душе. Из этого получаются песни, дети, влюбленности и так далее. Так чтобы я села и написала "Так… Философия моего творчества. Пункт № 1, № 2, № 22". Это все-таки схемы. Они хороши, мне кажется, совсем для другого жанра, для людей, которые пишут трактаты, например. А музыканты - они живут порывами. Вот сегодня у меня хорошее настроение, вопреки тому, что я очень давно не была дома, давно не видела своих детей. Но у меня сегодня прекрасное настроение, потому что мы второй раз играем в Чите, мы вернулись в ваш город. Мне очень нравится Забайкалье, оно мне напоминает северные места, где я выросла - Чукотку, Колыму, и здесь я себя чувствую очень вольготно, мне здесь хорошо. Мне нравится то, что со мной происходит. Но чтобы все это выстраивать, "философировать" по этому поводу - нет.
- Есть ли "Ночных Снайперов" титульная песня, послушать которую Вы бы дали человеку, не знакомому с вашим творчеством.
- Нет. Я ему просто спела бы последнюю. Была бы у меня гитара, я бы спела бы то, что написала бы, скажем, неделю назад. Я постоянно их пишу, мне Бог дает. Самая титульная песня - эта та, которую ты написал последнюю, то есть, как говорят, парашютисты - крайнюю. Самое главное для артиста - это песни писать. Как самое главное для женщины - родить детей. Мне так кажется. А я совместила в себе и рождение детей, и песни. Когда у тебя это получается, и ты Бога за это благодаришь и, в общем, ничего не просишь - тогда все и выходит хорошо, без каких-то установок.
- Вы хорошая мама?
- Я так хочу быть строгой. Очень хочу, потому что у меня растут такие два "банзая", что я себе скоро сделаю харакири. Они просыпаются и сразу начинают разговаривать и что-то делать. Перерыв у нас днем только два часа - когда они спят. Все остальное время - в абсолютнейшей борьбе с какими-то капризами, баловством. Я на очень многое пытаюсь не то чтобы закрывать глаза - я пытаюсь их понимать. Я понимаю, когда мы собираемся в садик, и Тема не хочет одеваться, это потому что он не понимает, что такое быстро. Ему всего три года. Как-то пришел ко мне приятель, у которого трое детей, и понаблюдал, как я общаюсь с детьми, и сказал "Я хотел бы быть сыном Дианы Арбениной, потому что она позволяет все". Я говорю:
- Как это все. Не все. Но я стараюсь их понимать, мне кажется, в японской системе, когда детям до трех лет позволяется все, а потом резко прекращается позволять - в этом есть какая-то логика, но я к ней еще не пришла.
- Вы хотите, чтобы они были музыкантами?
- Нет. Вот эти семейственные кланы "папа артист, и, значит, сын должен быть артистом - при этом часто еще и плохим артистом" - я такого не понимаю. Я бы не хотела никакой вторичности. Я не понимаю, почему я стала музыкантом. Но что касается детей, то они не должны из-за меня играть на флейте. Мне приятно, что у сына хороший слух, а дочь занимается рисованием. Они абсолютно разные, вообще разные - и в проявлениях своих в том числе.
- Кто Ваш первый слушатель и кому Вы позволяете себя критиковать?
- Мне интересно мнение вообще всех людей. Я внимательно отношусь к тому, что говорят, и даже если не подаю виду, я все запоминаю. У меня такая по-женски детальная память. Женщины запоминают детали, мужчины запоминают суть. Мне, например, плохо даются анекдоты, я начинаю рассказывать анекдот, а суть забываю. Первый слушатель - нет такого, кому бы я звонила в первую очередь. Но если через номер живет наш директор Лариса Пальцева, сразу подхожу к номеру, стучу, говорю:
- Ну-ка, подожди, сядь…
И начинаю петь. Пою иногда по телефону. Так людям сложнее приходится. "Ты слышишь гитару? - Да. - Ты слышишь голос? - Слышу - Ну давай, сейчас спою. - Ну как? - Слушай, ну как-то слова не разобрать, а так, в принципе, ничего".
- Диана, расскажите о вашем отношении к БГ?
- БГ - это музыка, на которой меня воспитывали родители. Мне сделали предложение поучаствовать в трибьюте, но какую именно песню выбрать из его творчества, как выбрать? У него столько песен классных. И я остановилась на "Небо становится ближе". Мне кажется, это у него и есть титульное произведение, программное я бы даже сказала. Такой манифест жизни о смерти. Жизнеутверждающий. Мы ее и сделали по-другому, в 2013 году, а не тогда, когда она была написана.
- Что будете делать, если почувствуйте, что начинаете повторяться в творчестве?
- Забывать обо всем, чтобы сделать это снова, я точно не буду. Наверное, займусь чем-нибудь другим. Мне нравится все то, что со мной происходит. При этом очень много не сделано, хотя и сделано тоже очень много. Но у меня нет времени даже об этом думать, потому что постоянно что-то происходит. Не хватает времени во что-то погрузиться так, чтобы тебя захлестнуло.
- Вы великолепная актриса, кроме того, что музыкант. Ваши отношения с театром?
- Я очень тоскую по театру. Мне папа очень много дал. До пяти лет они с мамой были вместе - потом развелись. После этого в сознательном возрасте я опять стала тянуться к театру, и не случайно то, что будет сегодня вечером - это и своеобразная тоска по театру, тому, что было в детстве. Будет четко выстроенное музыкальное кино-театральное действо. Еще мы пошли на такой адский шаг - каждому, кто приходит на концерт, дарим пластинку. Наш директор это придумала:
- Мы это сделаем, только дай мне право это сделать!
- Конечно, давай.
Теперь мы возим с собой огромные ящики с пластинками. Это такой кайф! Люди-то к этому не привыкли, обычно же - "купить, купить!" А тут без всякого подвоха выдается пластика. Все четко выстроено, и каждый раз надо, чтобы все "службы" работали, от раздачи дисков до управления нашим видео на экране. Мы этим каждый концерт занимаемся, что очень тяжело и ново. Но пока то, что происходит, мне очень нравится.
- Что Вам нужно, чтобы жить, кроме музыки?
- В какой-то момент во мне заговорил материнский инстинкт. И когда через пару лет появились двойняшки, я поняла, что самое главное для женщины - это не профессия и не карьера. Главное - это материнство. Я не верю, когда женщины говорят "У меня есть работа, карьера, а дети мне не интересны". В какой-то момент любая пожалеет, потому что дети - такое оправдание твоей жизни на Земли, что большего и не нужно. Без этого я счастливой бы не была. Сначала дети, а потом музыка. Вот и получается гармоничная жизнь.
- Диана, Вы верующая?
- Да. И вследствие того, что наша православная церковь как-то странно себя ведет, с моей точки зрения, то каждый находит Бога в себе. Находил и находит. Тут дело не в том, к какой конфессии ты принадлежишь, а как чисто ты относишься к Богу. Чисто в данном случае - это в первую очередь Бога благодарить, а не просить. Вот я это четко поняла для себя. Если ходить и постоянно просить, то Он не поймет, а почему ты сам не делаешь. Надо разговаривать с ним, а не говорить ему спасибо, чтобы потом снова просить. Это как у меня дети: "Мама, я тебя очень и очень люблю. Можно шоколад?" Я в таких случаях спрашиваю: "А как все это связано?" Если отношения не подразумевают корысти, то все хорошо получается. А ведь Бог - это, прежде всего, милость, которая снисходит тебе в душу. Ты хорошо засыпаешь, тебе спокойно, хорошо жить - ты знаешь, что ты с ладу с Ним. Я очень много поступков сделала таких, за что меня точно бы не простили батюшки. Но мой Бог ТАМ. И он меня прощает. Он мне верит.
- А что вы думаете о позиции РПЦ в конфликте с "Пусси Райт"?
- Я считаю, что церковь, вопреки тому, что они сделали, должна была их защитить. В первую очередь - от самих себя. Батюшки сидят в церкви, а они должны, прежде всего, разговаривать с людьми и приводить их к Богу. В Библии написано, что приводить надо в первую очередь заблудших и наставлять их на пусть истинный. Почему же они отвернулись? В первую очередь, надо быть милосердными, а не выставлять на суд человеческий. А люди - они в общей массе несправедливы. У молодых девушек остались дети. Кто их будет воспитывать, если матери сидят в тюрьме? Может, можно было наказать по-другому. Сделать, например, так, чтобы им стало стыдно? А общество просто разорвали на две части - и не более.
- Для чего человеку голова?
- И для того, чтобы окружающим было приятно на него смотреть, и для того, чтобы думать.
- А почему у женщин в браке часто болит голова?
- Я когда была замужем, у меня голова не болела. Как-то я не припомню… А как развелась, так стала болеть. Все как-то напротив, вопреки, опять же.
- В чем смысл названия вашего концерта и его идея?
- Название программы родилось не сразу - сначала мы просто ездили по городам с выступлениями. На питерском концерте в декабре я начала петь "Государство", и как часто это делаю - с закрытыми глазами. Открываю глаза, а весь зал в белых листах А4, и на них написано "Выжить вопреки" - это строчка из песни "Государство". И тут я поняла: "Это же называние программы!". Лучше пронимать и осознавать, с чем ты ездишь, чтобы это была не безымянная программа. Спектакль же не может быть без мысли, без идеи. Все очень просто - мне нравится, когда люди свободны. Без хамства, но позволяют себе быть самими собой. Опять-таки я наблюдаю это в своих малышах. У них нет догм, нет установок. Они очень отличаются, как и все дети - от мира взрослых людей. Я подумала - почему так получается, что мы рождаемся свободными, добрыми и "широкими", а потом становимся сорокалетними, извините, козлами. Тяжелыми на подъем, совершенно косными, черствыми.
Откуда это берется? И я подумала, что это от того, что нас постоянно ломает система, в которой мы живем. Я не имею в виду Россию - это относится ко всему миру. Приходится подстраиваться, недоговаривать, кривить душой, бояться высказывать свое мнение. Мне это крайне не нравится. В себе эти ростки настоящего нельзя губить. Иначе получается черствое общество. Именно на этой идее мы и построили программу. Но так чтобы мы скакали с призывами: "Оставайся ребенком! Дети - цветы жизни!" - нет, такого не будет. Я просто пытаюсь Вам объяснить то, что вы увидите. Вы же умницы, вы сами все проймете.
- Как получилась появление песни "Государство"? Вы начали заниматься политикой?
-Нет. Изначально я вообще написала эту песню о своих друзьях, которые живут в Америке, в Калифорнии. Но явно в ней было заложено некое зерно, актуальное сейчас и здесь.
- Продолжая тему свободы… Насколько вы привязывайтесь к людям, к вещам, к местам?
- Я привязываюсь к тем городам, где я бываю. Но надо ехать дальше - это мой путь. Я не могу оставаться в одном месте больше, чем на пару дней. Тема городов для меня закрыта, даже если в каком-то городе есть мой дом. Я могу сказать, что хотела бы жить в Питере. Я прожила там 10 лет, и я тоскую по этому городу, как тоскуют по молодости. Чем еще мне нравится Чита - тем, что архитектура очень напоминает питерскую. Такое впечатление, что гуляешь по Пушкинской. Есть такое… Я нахожу подобные созвучные вещи, но я иду только вперед. Нет смыла жалеть о чем-то, есть смысл делать все хорошо. Все равно же не вернуть прошлое. Да и зачем?
- Какие люди Вас привлекают?
- Мне нравятся щедрые, широкие люди. Не могу сказать, что "главное - чтобы был образованный и грамотно писал". Я этим страдала в 6 классе. Человек, написавший "крАвать", для меня не существовал. Но позже я поняла, что очень много образованных людей, но при этом злых. Мне это не нравится. Одним умом сыт не будешь. Надо чтобы душа была хорошая, а я ее очень чувствую в людях. И как женщина, и в силу возраста - мне ведь уже 38 лет, несмотря на то, что я такая порывистая. Самое главное - человеку все прощать, но при этом понимать, на что можно в нем ставить, а что надо поменять в лучшую сторону. Как с детьми, опять же. Я чувствую, что Тема становится ленивым, а Марта очень умная, но очень хитрая, и начинаю в общении с ними их "подруливать". И это откладывается у них на всю жизнь. Когда я приезжала в прошлый раз, мне казалось, что очень тяжело. Кажется, я их еще тогда кормила… А сейчас думаю: "Как я хочу еще детей! Они так быстро выросли. У меня такая ностальгия, по временам, когда они были такие малюсенькие…" Один из читинских журналистов сказал, что "Если ты захочешь носить своих малышей на руках, не думай - сразу бери и носи. Очень быстро пройдет то время, пока ты можешь их поднять". А тогда я подумала: "Ой, ерунда!" А сейчас они такие огромные Тема - 15 кг, и Марта - 13 кг. Тот парень был прав…
- Была мысль переехать за границу?
- Была. Но я от нее отказалась. Во-вторых, именно, во-вторых, я хочу, чтобы мои дети жили здесь, несмотря на очень сложные времена. А во-первых, я влюбилась в человека, который не представляет себя за границей. А без этого человека я уезжать не буду. Поэтому буду думать, где жить в России. Может, в Читу переехать? А что вы смеетесь? У вас так много солнца… В Питере постоянно небо висит на голове, постоянно эти легочные заболевания детские. У вас же постоянно солнце. А детям солнце нужно.
- А как же сорокоградусные морозы?
- А я к этому привыкла. А то, что на Колыме - 62? Помню себя в 7 классе… Мне надо было носить шубу. Боже мой, как я ее ненавидела! Я хожу вечером гулять, и мне мама говорит: "Динуль, ты шубу надела? - Конечно!" А сама подкрадываюсь к шкафу, вытаскиваю пальто… И еще у нас были шапки-бобрики, как раньше носили члены политбюро. У нас на Колыме постоянно в таких ходили. Я беру шарфик отцовский, пальто, выхожу, двери закрываю - и вниз по ступенькам! Главное, чтобы меня не увидели при этом. В демисезонном пальто - в минус 60 - представляете. Шуба - значит минус мальчики. А о здоровье в подростковом возрасте вообще никто не думает - кому оно нужно во столько лет? Морозы меня не смущают, как и ветра. Магадан ведь вобрал в себя худшие черты и Колымы и Чукотки - морозы и ветра. Лететь, правда, к вам далеко. Часовой пояс меня немного смущает.
- Читаете?
- Сейчас читаю нормально, в том смысле, что много. Еще смотрю фильмы. Сейчас - пересматриваю ретроспективу Хичкока. После просмотра фильма "Хичкок", который мне очень понравился. Прочитала Майкла Каннингема. Помните, был такой фильм "Часы". Сначала, когда смотрела - не прониклась. А книга очень хорошая. Что касается русских, то мне по-прежнему нравится Дмитрий Быков - очень хороший наш современный классик.
По материалам Комсомольская правда