Кажется, что весь мир сверху донизу обклеен постерами новой серии бондианы "007. Координаты: Скайфолл" и с них на нас строго смотрит Дэниел Крэйг. Ведь именно Бонд в ответе за все, что происходит в мире вот уже пятьдесят лет. В ноябре этого года самая длинная киноистория празднует полувековой юбилей, а в конце октября выходит двадцать третий фильм бондианы. В нем Дэниел Крэйг под управлением Сэма Мендеса борется с неуравновешенным кибермстителем, которого играет Хавьер Бардем. Вообще, в случае именно с этим фильмом хочется быть со всем миром заодно и подтвердить: да, это лучшая серия бондианы.
Накануне премьеры Хавьер Бардем, прекрасно вписавшийся в галерею фантасмагорических злодеев бондианы, дал "МК" интервью. Где рассказал, кто его любимый негодяй в киноэпопее, почему он не думает о Ганнибале Лекторе и когда Педро Альмодовар снимет фильм о Джеймсе Бонде.   - Правда, что в первый съемочный день вы забыли текст?   - О да. В первый день мы снимали сцену в клетке. И когда вели диалог с Джуди Денч - а она прекрасная, просто прекрасная актриса, одно удовольствие с ней играть, - я слышу мелодию из "Бонда". Что за черт? Это был телефон Джуди, который она забыла отключить. "Ах, простите!" - говорит Бардем, очень точно копируя интонации Джуди Денч. - Я так хохотал. Представляете! У нее в телефоне мелодия из "Бонда"! А потом я вдруг понял, что она смотрит на меня, Дэниел смотрит на меня, вся группа смотрит на меня, а я в клетке хохочу как ненормальный, и они просто не сводят с меня глаз. Я чувствовал себя очень неудобно, хотя каждый актер мечтает так увлечь аудиторию, чтобы та уже ничего вокруг не замечала. Так я забыл свой текст!   - Вам не кажется, что в этой сцене вы похожи на Ганнибала Лектора?   - Да нет! Ну, клетка, костюм - да, похожи. Я играл другого человека, и даже если сначала мне приходила такая мысль в голову, потом я просто отключился от нее, играл другого. Я знаю себя, если начну бояться быть похожим на кого-то другого, обязательно так и будет.   - А какого злодея вы бы предпочли сыграть в бондиане, если бы у вас был выбор?   - У меня была такая возможность задолго до этого фильма. Сыграть злодея в другой серии фильма. Тогда я отказал. По разным причинам. Потому что был не готов, потому что тогда я не знал язык... Но я не скажу вам, что это был за фильм.   И когда мне второй раз поступило такое предложение, когда я узнал, кто в команде, что это сплошь замечательные люди, согласился с удовольствием. Для меня это возможность поучаствовать в чем-то интересном и получить впечатления, которые никогда не забудешь. Почувствовать себя причастным ко всей этой истории. Увидеть "Бонда" с самим собой в кинотеатре, как я когда смотрел ребенком с родителями, - это тоже было важно.   - Кто ваш любимый злодей в бондиане?   - Конечно, я смотрел все фильмы, конечно, там играли прекрасные актеры. Каждое появление на экране нового злодея впечатляет. У каждого - свой стиль, и так все последние пятьдесят лет, представляете, какая галерея негодяев? Думаю, что если говорить об эмоциональной точке зрения, то это был Челюсти (Ричард Кил) - помните такого, с железными зубами? Потому что "Лунный гонщик" был первым фильмом бондианы, который я увидел. Я влюбился в него с первого взгляда, он мне показался ужасно милым и симпатичным человеком. Вы вспомните его лицо, это лицо приятного парня! И что любопытно, мне рассказали совсем недавно, что он и был приятным парнем, я не мог ошибиться, это было очевидно!   - Как актер, какую роль вы бы предпочли: Бонда или злодея? Многие актеры говорят, что злодеев играть интереснее, потому что у них целая история за спиной...   - Не думаю, что Бонда просто играть. Наоборот, это самая сложная роль в фильме. Дэниел с ней прекрасно справляется. Сложная не потому, что там много тяжелой физической работы. А потому, что люди знают о Бонде все. Буквально все. И у каждого - свой Бонд. Остается очень узкий коридор, в который должен протиснуться актер и при том привнести еще что-то новое, - поверьте, это намного сложнее. И то, что он сделал в нашем фильме, - просто блестяще. Чувство юмора, ум, человечность, крутость, в конце концов, - все великолепно.   А бондовские злодеи - это такие театральные роли, вы ведь согласитесь? Это что-то между реальностью и вымыслом. Сложность в том, чтобы не потерять одно и не погрузиться слишком в другое. Ты должен быть реалистичным, оставаться человеком, но при том быть таким фантастическим психом, поверить в которого невозможно.   - Можете себе представить, что Педро Альмодовар будет снимать один из фильмов о Бонде?   - Ну, это уж чересчур фантастично! Он прекрасный режиссер, но Бонд... Нет, ну слушайте, я спрошу его.   - А вы могли бы стать продюсером...   - Ну а почему бы и нет? Но тогда Бонду пришлось бы стать испанцем. И играла бы его женщина. (Смеется.)   - В этом фильме впервые за всю историю бондианы есть гомоэротическая сцена - веяние времени?   - Не думаю, что сцена эта была задумана так вот прямо. В сценарии она была только обозначена. Все остальное сделали уже мы сами. Сэм дал мне одно слово - некомфортно. Бонду должно быть некомфортно. Вам должно быть некомфортно. Я играл так, чтобы вы почувствовали себя не в своей тарелке. И вы почувствовали. Это угроза, другой мир, зло. Сильва, мой персонаж, выглядит неприятно, ведет себя неприятно, он вообще неизвестно кто, и вы чувствуете себя беспомощными. Так и должно быть. Но он шутит. И вы думаете: шутит ли он на самом деле? Он псих? Что вообще происходит? И это было интересно играть. Для Сильвы это часть игры, забавная, смешная часть игры, которую он ведет, и это тоже ведет нас к пониманию характера. Он всё сразу и ничего конкретного. Я думаю, в нем важно чувство причастности, тогда как на самом деле он непричастен ни к чему, кроме боли, которая превратила его в такого человека.   - Крейг не производит впечатление человека, готового вот так легко пошутить, нет?   - Ну еще бы, вы же видите его на экране, он играет Бонда! Бонд не шутит. Нет, на самом деле он, конечно, не такой в жизни. Но Сэм запрещал нам слишком уж веселиться. Он не хотел снимать комедию.   - Почему, когда вы играете злодеев, на вас надевают дурацкий парик? Может, этот злодей - родственник убийцы из фильма Коэнов?   - Ничего подобного. (Смеется.) Шугар - символ зла, которое пришло ниоткуда, уйдет в никуда и никогда не исчезнет (в фильме братьев Коэнов "Старикам тут не место". - ред.) Сильва - человек. Он безумен, охвачен одной идеей, но он человек. У Коэнов - чистая идея, идея зла, порождающего зло вокруг себя. И я сделал "умг" (громко сглатывает), и как же, скажите, мне сыграть идею? Здесь все - человеческое, понятное.   - А почему сейчас-то у вас волосы покрашены? (А они действительно покрашены в темно-каштановый цвет.)   - Нам, актерам, вечно не везет!