"Я до последнего сомневался, нужна ли кому-то очередная экранизация "Шерлока Холмса", увиливал от этой роли», - признается актер.
Многосерийный фильм, в котором Игорь Петренко все же сыграл гениального детектива, на днях стартовал на одном из телеканалов. 
- Игорь, когда поступило предложение сыграть Шерлока Холмса, сразу согласились? 
- У меня не то что сомнения были - я вообще упорно отказывался от этой роли. Ну какой из меня Шерлок Холмс?! Да никакой - был я уверен. Вообще не понимаю, как и почему на ум режиссеру пришла именно моя кандидатура. Я пытался увиливать от проб - в общем, как мне кажется, делал все, чтобы меня не утвердили. А еще я до последнего сомневался, нужна ли кому-то очередная экранизация произведений Конан Дойла. В общем, было страшно. Мне до сих пор страшно, хотя сейчас бояться не имеет смысла: ничего уже не изменишь. 
- Шерлок Холмс - самый экранизируемый литературный герой в истории мирового кино. А в последние годы появилось сразу несколько новых экранизаций. Это говорит о кризисе идей или Конан Дойл придумал очень кинематографичного персонажа? 
- Думаю, тут совокупность факторов. То, что кризис идей в мировом кино существует, - это факт. Кинематограф столько всего показал и рассказал зрителю, что удивлять уже практически нечем. Поэтому периодически кинематографистам приходится обращаться к золотому запасу мировой литературы и экранизировать известные истории на новый лад. Хотя легендарная экранизация "Холмса" Игорем Масленниковым еще достаточно прочно дер­жит свои позиции, в том числе и по отношению к мировым аналогам. С другой стороны, с момента выхода масленниковского "Холмса" прошло 30 лет. Сменилось целое поколение зрителей. И я знаю, что многие любимые нами советские фильмы нынешняя молодежь уже не очень воспринимает. 
- В последнее время складывается впечатление, что интересных и качественных ролей артистам больше предлагают в мини-сериалах, чем в полнометражном кино. Это действительно так? 
- Да, это правда. Сериалы сегодня приносят практически мгновенную прибыль кино- и телекомпаниям. А прокатное кино, к сожалению, прибыль приносит редко, и просчитать ее очень сложно. 
Поэтому едва ли не основные силы нашего кинематографа брошены на создание сериалов, и они по своему уровню зачастую создают серьезную конкуренцию тому, что выходит на большие экраны. Если 10 лет назад 90% режиссеров заявляли, что никогда не будут снимать артистов, которые засветились в сериалах, то сейчас они сами снимают мини-сериалы. Впрочем, за 10 лет само понятие сериала значительно изменилось. 
- Изменилось, увы, не только это: когда десять с лишним лет назад вышел фильм "Звезда", где вы сыграли главную роль, его патриотический посыл никого особо не смущал. Сегодня же любой патриотический фильм воспринимается практически в штыки. 
- Само понятие "патриотизм" очень сильно испачкали. В этом поучаствовали почти все - власть, общество, время, оппозиция. У нас почему-то так складывается, что, если ты интеллигент, ты априори должен быть против власти, какой бы она ни была. В то же время среди интеллигенции, в том числе творческой, есть те, кто предпочел действовать исключительно в угоду власти. Чтобы как-то утвердиться, они бессовестно пользовались знаменем и всеми прочими атрибутами патриотизма. Прикрывались им где надо и где не надо. В результате слово "патриотизм" стало вызывать преимущественно негативную реакцию, раздражение. 
- Игорь, вы не первый год активно боретесь за создание актерского профсоюза. Как продвигаются дела? 
- Медленно. Творческий профсоюз - это всегда очень сложно. Не все готовы острые вопросы обсуждать, не все готовы помогать. Добиваемся же мы того, чтобы наше кинопространство стало цивилизованным, прозрачным, чистым. 
- То есть в условиях тотальной коррупции и беззакония вы хотите создать "островок добра и справедливости"? Это похоже на юношеский идеализм… 
- А без идеализма вообще сложно что-то делать. Если есть идеалы, стремления - пусть даже немного наивные и романтические, - нужно двигаться. Так или иначе, какие-то положительные сдвиги уже произошли. Я, например, давно уже не слышу о черном нале в кино, не вижу, чтобы кто-то из актеров или съемочной группы получал зарплату в конвертах. Мы платим налоги, у нас есть официально оформленные отношения с работодателем. 
- Извините, но я все равно не очень понял, чего конкретно вы хотите. 
- Мы хотим добиться отчисления актерам процентов за телепоказ фильмов с их участием. Решение этой проблемы позволит решить и множество других. Например, проблему пожилых артистов, которые, как мы все знаем, в большинстве своем влачат полунищенское существование, притом что фильмы с их участием продолжают крутить. Отчисления, как ни странно это прозвучит, заставят многих актеров качественнее подходить к своей работе.
Например, после таких долгих и тяжелых съемок, как в "Шерлоке", мне физически сложно сразу подписаться на новые. Если бы я получал отчисления от моих предыдущих работ, я бы мог позволить себе взять паузу, чтобы восстановиться, набраться вдохновения и после выпустить новую качественную работу. Но мне надо кормить семью, поэтому я вынужден подписываться на съемки в сомнительных проектах, вынужден понижать планку, откатываться назад. Это довольно болезненно.
Я знаю, многие артисты такого не выдерживают - ломаются, спиваются или просто выходят в тираж. Конечно, правообладателям невыгодно делиться с артистами. "Чего это ради?!" - говорят они. Но я считаю: актер является соавтором кинопроизведения и имеет право на свой процент.


Досье
Игорь Петренко родился в 1977 году в ГДР. Окончил Высшее театральное училище им. Щепкина. Снимался в фильмах "Водитель для Веры", "Тарас Бульба", "Московские окна" и др. Лауреат Госпремии РФ. Женат на актрисе Екатерине Климовой. 
По материалам "АиФ"