Актриса и телеведущая открыла ресторан и кулинарную студию. И рассказала нам о них, а еще о варениках, Италии и "Меланхолии". 
Сергей Михалков был прекрасный ёрник
- Вы только что открыли ресторан "Ёрник". Откуда у него такие странные название и концепция (на стенах "Ёрника" развешаны портреты деятелей искусства - Эжена Ионеско, Маяковского, Набокова и т. д. - Ред.)?
- Название не то что странное - слово "странный" у меня со знаком минус. Оно неожиданное. Есть же в Москве рестораны с названиями вроде "Палаццо дукале", которые сразу отсылают гостя к итальянской кухне, а я отсылаю гостя к чувству юмора. Я призываю людей относиться к себе и к окружающему миру с иронией. "Ёрник" - прекрасное старое русское слово, с ёмкой хорошей буквой "ё", очень сильной по энергии, но, к сожалению, совершенно не употребляющейся. Кто-то из нас еще помнит, что такое ёрничать, но большинство не знает, что это такое.
Но вот когда образованные люди заходят в ресторан и видят, что на них смотрит Хемингуэй с ружьем, или Генри Миллер, или Ионеско, - они понимают, о чем идет речь. Ну а тем людям, которые не читали Ионеско, может быть, захочется после посещения ресторана прочесть "Лысую певицу" или "Носорога"...
Ёрников больше всего в литературе, но их много везде, и все они выражают одно и то же ироничное отношение к себе.
- Ваш покойный свекор Сергей Михалков говорил в свое время, что ёрничающий человек отвратителен.
- А я думаю, Сергей Михалков был сам ёрник - он относился с большим чувством юмора и к себе, и к окружающему миру, и вообще у него была здоровая хорошая ирония. Может быть, он вкладывал в это слово несколько иной смысл? Он был прекрасный ёрник.
- Меню вы составляете лично?
- Там есть несколько моих блюд, моих концепций, но лондонский шеф-повар Дэниел Фиппард довел их до ресторанного уровня. Я ведь самоучка и в принципе домохозяйка, самохозяйка (улыбается, впрочем, Юлия все время улыбается. - Ред.), а не профессиональный повар. Но ресторан не терпит самодеятельности.
Дэниел припускает, например, в вакууме семгу - она готовится при очень низкой температуре много часов, и о вкусе этой рыбы я написала бы поэму. А другую поэму я могу написать о вкусе пельменей или борща, который создал англичанин. Англичанин! Я ему просто рассказала, как пельмени готовила мама моего мужа, и он с моих слов придумал свою интерпретацию.
- Что касается английских шеф-поваров: сейчас Джейми Оливер запустил в России свой журнал, в следующем году откроет ресторан. А ваша-то передача "Едим дома" - лицензионная, ее идея взята именно из "Голого повара" Оливера. Вы с ним знакомы?
- Нет. Но очень хочу познакомиться! Я очень надеюсь, что мне удастся взять у него интервью для моего журнала "Хлеб-соль" - мы ведь совместно выпускаем в России журнал "Jamie’s Magazine". Это наш с ним общий проект - и я этим очень горда. Он один из тех людей, которые меня вдохновили в свое время на то, чтобы заняться кулинарией на телевидении. У нас очень мало поваров, которые являются профессионалами в своем деле и в то же время личностями, которые хорошо смотрятся на экране. Это особенный талант.
- А что такое эта ваша кулинарная студия, в которой мы сейчас разговариваем?
- Пространство, в которое, я надеюсь, придут такие же сумасшедшие, повернутые на еде люди, как и я. Вернее, люди, которые видят еду как творчество, как способ проявления себя. Это прекрасное времяпрепровождение. Это очень объединяет, это снимает стрессы, это успокаивает. Мне кажется, лучше готовить, чем сидеть и пить водку. Мы будем здесь собирать людей, которые любят есть, которые хотят научиться готовить, например, бланманже или йоркширский пудинг. А кто-то захочет готовить котлетки, как у бабушки, - так у нас будут и "бабушкины" классы тоже.
- Мы - это кто?
- У меня пару раз в месяц обязательно будут здесь свои персональные мастер-классы. Я буду делать то, что готовлю дома. Но, кроме того, у нас целая команда сильных поваров. Они профессионалы своего дела, они очень его любят и любят делиться знаниями. Не каждый повар делится секретами. Как ни грустно, многие их прячут. Именно поэтому некоторые кулинарные книжки совершенно не работают: вроде все сделано по рецепту, а чего-то не хватает. Но далай-лама однажды сказал: делитесь секретами и тайнами, это путь к бессмертию. У нас тут собрались бессмертные повара.
- А сколько стоят занятия?
- 4 тысячи рублей одно занятие, но дешевле, если покупать курс из восьми занятий. В Москве есть ценовая политика, а мы живем в этой стране, которая называется Москва, и отталкиваемся от реалий.
"Я кайфую от каждого момента моей жизни"
- Юля, вы актриса, но как актрису вас уже не все воспринимают: кулинария затмила все. Вам не жалко почти оставленной профессии?
- Завтра будет спектакль "Дядя Ваня", и я с удовольствием выйду на сцену: благодаря этому я получаю серьезный заряд того самого адреналина, который бывает в хорошем театре и в хорошем кино. А что касается затмившей все кулинарии… Не могу сказать, что это выбор. Это жизнь, которая состоит из стечений обстоятельств. Если бы были интересные предложения, я бы снималась, играла в театре - но и то, что у меня есть, мне очень дорого.
Я не считаю, что карьера актрисы закончена. Думаю, еще нет. Но, как бы там ни было, самое главное - не что ты делаешь, а как ты к этому относишься. Я кайфую от каждого момента моей жизни. И в конце концов, если вы считаете, что это (Юлия обводит рукой кухню, на которой люди готовят имбирное печенье) не имеет никакого отношения к актерской профессии, вы ошибаетесь. Попробуйте - встаньте к плите, приготовьте печенье, поруководите теми, кто никогда в жизни его не делал. Вы все сразу поймете.
- Но согласитесь, вас уже много лет снимает только один режиссер, и это ваш муж. А остальные ничего не предлагают или предлагают ерунду. А вы красивая и талантливая. Вам не обидно?
- На обиженных воду возят. Нельзя завидовать и нельзя обижаться. Это разрушительные вещи. Надо не обижаться, а жить. Мы все идем своей дорогой, и у меня все случилось так, как случилось. А потом, все реже и реже бывает, когда я смотрю современный фильм, сделанный у нас или в других местах, и думаю: как бы я хотела в нем сыграть! Сейчас время немножко иное - не время кинематографа, не время театра.
- Когда в последний раз вы смотрели фильм и думали: "Как бы я хотела в нем сыграть"?
- Это была "Меланхолия" Ларса фон Триера. Обе женские роли - и то, что сыграла Кирстен Данст, и то, что сыграла Шарлотта Генсбур, - очень сильно и здорово сделаны. Это такой надмирный немножко фильм… Впервые в жизни Ларс фон Триер заставил меня испытать то, что я испытала. Мне очень понравилось.
- Ваш предыдущий совместный с Андреем Сергеевичем фильм "Щелкунчик" провалился в Америке и собрал самые уничижительные отзывы критиков. Те рецензенты, кто обожал Кончаловского за "Застенчивых людей", почему-то пришли от "Щелкунчика" в ужас.
- Это отдельный разговор. Это опять какая-то дорога, судьба. Ну так сложилось. И у Бергмана картины проваливались, и у Феллини... Но это не значит, что "Щелкунчик" - плохое кино. Я этот фильм очень люблю, я видела восторженные глаза детей, которые смотрели эту картину. Мне это дорого. И я понимаю, что это за кино. Может быть, его время придет позже, может быть, не придет никогда - я знаю только, что работать над ним было абсолютным счастьем. И чувствую абсолютную гордость за результат.
- Глупо, но я не могу не спросить: вы смотрели "Высоцкого"?
- Нет. Я видела трейлер - это любопытно. Но не могу сказать, что горю большим желанием посмотреть этот фильм. Те отзывы, что я слышала от людей, которых уважаю, меня к этому пока не подтолкнули. Не затянули.
Я к "Меланхолии" после выступления фон Триера в Каннах - "Я нацист", "Я симпатизирую Гитлеру" - относилась несколько отстраненно, но потом человек, которого я уважаю, сказал: "Ты должна посмотреть "Меланхолию", это хороший фильм". Посмотрела - и не жалею ни секунды.
Чехов сбежал в Ялту, а мы - в Тоскану
- Говорили, что Андрей Сергеевич после "Щелкунчика" решил временно завязать с кинематографом и выращивать коров на ферме.
- Это все бредни журналистов, которые вычленили отдельные слова из того, что говорил мой муж. Да, он хотел развивать сельское хозяйство в Калужской области. Но не получилось. У нас нет таких инвестиций, которые бы могли позволить серьезно разрабатывать этот проект, а для него нужны очень большие деньги. Мы обращались в министерство, но не удалось получить помощь, и пока проект заморожен. Там видно будет, что дальше. Нам даже не столько говядиной хотелось заниматься, сколько принести реальную пользу земле и людям, которые там живут, - увы, не сложилось.
- Ну что касается жизни в деревне - вы недавно купили дом в Тоскане...
- Не то чтобы недавно - больше пяти лет назад. Нам хотелось не снимать номера в отелях, а растить детей в месте, которое они могли бы назвать своим домом. В Москве климат странный, сложный, причем он не вчера таким стал, он всегда таким был. Антон Павлович от него бежал, построив себе дом в Ялте. А нам нравится Италия, и мы решили создать дом в Тоскане. Долго его искали - в результате нашли абсолютную развалину, руины виллы, но это было именно то, что нужно. Мы хотели сами все построить или перестроить. В тосканских традициях, сохранив изначальный стиль, но все-таки сделать так, чтобы это было наше.
Вы же помните выражение "Настоящий мужчина должен вырастить сына, посадить дерево и построить дом". Я не мужчина, но дом я уже построила.
- А сыну - ну и дочке - где больше нравится? В Москве, в Тоскане, во Франции - у них же французские паспорта?
- Французские, и они учатся во французской школе в Москве и уже знают французский, но они во Франции никогда не жили… Они пока что вообще с удовольствием путешествуют. Им нравятся все места, где рядом с ними родители. Детям в этом возрасте совершенно не важно, где жить, а важно, чтобы мама была рядом.
- Они уже научились готовить?
- Маня готовит вовсю. Делает какие-то китайские макароны, крутит роллы, взбивает себе коктейли с фруктами, печет что-то. Пете пока это неинтересно, но у него уже хорошо развиты вкусовые рецепторы, он очень хорошо понимает, что он ест.
- У вас не планируется новых телевизионных проектов на НТВ?
- Есть проект "Кулинарное путешествие". Маршрут первый - конечно, Тоскана, это мы уже сняли. Маршрут второй - Венеция. Я в этом проекте беру уроки у поваров-мастеров пока итальянских, но потом могут быть Испания, Украина, Грузия. И учась, я заодно показываю зрителю, как пьют вино, как делают оливковое масло, как пекут хлеб в том или ином регионе. Ну и делюсь рецептами, которым научилась.
По материалам Комсомольской правды