"Нашего зрителя приучили к телевидению низкого качества. По вечерам, приходя домой, он "улетает" в криминальные края", - уверен актер и телеведущий Леонид Каневский, сыгравший майора Томина в знаменитом сериале "Следствие ведут знатоки". 
Точка в этом проекте была поставлена 10 лет назад. А вот конца криминалу пока не видно. 
- Леонид Семенович, сейчас в Казани судят полицейских из отдела "Дальний" за 14 преступлений: они избивали и насиловали людей. Новостей о таких "служителях закона" огромное количество. Куда же пропали дяди Степы и майоры Томины?                                                          
- В 1971 году, когда начались съемки сериала "Следствие ведут знатоки", мы побывали и на Петровке, и на Огарева, в отделениях милиции различных городов страны. Там мы встречали замечательных профессионалов, людей, которые работали с душой и по совести. Работали от чистого сердца, получая копейки за неимоверно тяжелый труд. Я не встречал ублюдков, как в этом отделе "Дальний". Исключения? Они были. Николай Васильевич Гоголь сказал устами своего городничего: "Насчет того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать... Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено..." 
Кoнечно, с Гоголем не по­споришь... Но зачем же это пропагандировать, рекламировать? Мол, смотрите, люди, какие в полиции все мерзавцы и сволочи, не верьте им, смейтесь над ними! Тогда давайте постоянно рассказывать, какие среди инженеров, учителей, врачей есть мерзавцы и сволочи. Тогда все друг друга возненавидят. 
Конечно, надо доводить до сведения общественности, что те или иные люди нарушили закон. Но не надо и забывать, что есть герои, которые пострадали или потеряли жизнь, защищая других. Я вижу, как они работают, как им трудно. Но "пропаганда" об этом не рассказывает. Именно поэтому сейчас полицейских люди продолжают называть ментами. Раньше называли "мусором" - тоже не очень приятно, но "ментом", словом из зоны, - никогда! Теперь же даже сами милиционеры-полицейские себя так величают. 
- Кем бы был майор Томин в сегодняшней России? 
- Думаю, стал бы уже полковником, помудревшим, потертым жизнью, но не изменившим своим принципам ни на секунду, учившим этому и молодых сотрудников. Я сейчас много езжу по России, меня часто встречают ребята из полиции, из уголовного розыска, подходят уже взрослые мужчины, лет 40, и говорят: "Вы знаете, мы из-за вас пошли в милицию". Приятно. Значит, что-то хорошее сделал в этой жизни майор Томин. 
- Вы упомянули криминальные сериалы. Их герои сильно отличаются от майора Томина? 
- Вы хотите услышать от меня слова осуждения? Я скажу так. В этих сериалах играют очень хорошие актеры. Они не виноваты, что им предлагается такой материал, - им же надо как-то зарабатывать. Но, к сожалению, чем дальше в лес, тем больше дров. Чем больше таких сериалов, тем ниже опускается наш зритель. Он подсаживается на эти стрелялки, страшилки, кровищу, пьянки. Кричит: "Смотри, интересно как! Ух ты, здорово, они ж как мы!" А что зрителю еще смотреть? Других программ разве много? Те же ток-шоу, где вытаскивают желтизну, копаются в чужом грязном белье. Людей приучают к телевизионному продукту низкого качества. 
- Но они же не собаки Павлова, сами это смотрят! 
- Выбора-то нет. Вы давно были в глубинке? Пришли трудовые люди домой после смены. Они хотят сесть, отдохнуть, отвлечься от работы, забот, проблем, улететь. Но, к сожалению, им чаще всего предлагают полет в криминальные края... 
- Но есть канал "Культура"...
- Он, к сожалению, не так востребован. Людям такое телевидение уже кажется скучным. Что делать? Приучили. 
Отучать? Кто этим сейчас захочет заниматься? Хотя старое кино, я знаю, молодые смотрят с удовольствием. Там показаны замечательно выстроенные человеческие отношения, наивные немножко. Недавно случайно включили "Подвиг разведчика" с Кадочниковым. Не оторваться! Притом что сейчас это кажется невероятно наивным - гитлеровцы такие смешные! Но за этим есть что-то человеческое. Вот этого не хватает сегодня! 

- Может, тогда государству взяться за наше телевидение? 
- Государственная цензура - очень страшная вещь. Мы боролись с этим явлением много лет. Да, путем обмана цензуры получались прекрасные фильмы. Но сколько усилий было для этого приложено! Да и непонятно, кто будет цензором. Цензура должна быть внутри каждого человека. А что делать, если руководители требуют, чтобы рейтинг был повыше, а для этого должно быть по­страшнее? Помню, на одном совещании собрались все рекламодатели, выступали, говорили: "Доля этой программы такая-то, доля той по России такая-то". В массовом масштабе все твердили про долю. Меня тоже по­просили выступить. Я сказал: "Знаете, есть такое произведение "Хождение по мукам". Там описан персонаж Лева Задов, здоровенный, страшный человек. Так вот, Лева Задов говорил: "Ты моей доли не знаешь! Ты мою долю во сне не видел!" Теперь я буду знать, что имел в виду Лева Задов. 
- Вы о своей программе говорили, что вам иногда жаль преступников, о которых вы рассказываете... 
- Я говорил о людях, о тех, которых, к сожалению, система, время сломали, чей талант в результате был направлен на преступный путь. Среди них были просто потрясающие личности. Тот же Соколов, директор Елисеевского гастронома. Человек, прошедший всю войну, его обожали, знали как замечательного профессионала. Или недавно мы делали программу о человеке, который нашел способ, как из жидкого золота делать золотые слитки. Химик гениальный! Он пытался предложить свои услуги государству, но его оттолкнули. И он сам начал изготовлять это золото. Его за это расстреляли. 
Мне хочется объяснить зрителям, какое тогда было время - драматическое и счастливое, веселое и грустное, героическое и трагическое. Молодые люди, дети 14-15 лет, очень интересуются историей, подходят ко мне, благодарят, говорят: "А мне бабушка то же самое говорила, рассказывала, как тогда ели-пили, как общались, как помогали друг другу". Это правда, тогда действительно были более прозрачные отношения между людьми. Сейчас время тоже замечательное, есть свобода передвижения, общения. Мы без этого страдали десятилетия. Но сегодня все коммерциализировано, даже отношения. Кто-то замечательно сказал, что тот, кто не ностальгирует по старому времени, - глупый человек. Но и нынешнее время нельзя не любить, ведь мы живем здесь и сейчас. 
- А вам сейчас все-таки где лучше: здесь или в Израиле? В 1991 году вы уехали туда всей семьей. Слишком много проблем оказалось в новой России? 
- Вот как раз проблем в работе не было. Снимался в кино, работал в театре, ездил на творческие встречи. Но сама атмо­сфера в стране была ужасна. Мы работали в полупустых залах. Как-то встретил Армена Джигарханяна, и он сказал: "Представляешь, захожу в театр, а мне говорят, что сдали на спектакль 300 билетов. Ты понимаешь, что это такое, 300 билетов? Зачем мы вообще в театре работаем? Ну его!" Помимо этого в стране была напряженная обстановка, после работы люди боялись поздно возвращаться домой. Я сам каждый раз встречал дочку из Дома пионеров. И тут возникло предложение принять участие в проекте русскоязычного театра в Израиле. И я подумал: "Почему бы не сделать такой кульбит?" Так что я не уехал от голода и за колбасой. Я поехал работать. И не пожалел об этом. Мы сделали театр с мировым именем. Сейчас больше живу в Москве, потому что у меня здесь больше работы, но с удовольствием еду в Израиль. Мой дом там, где мои близкие и моя работа.
Досье
Леонид Каневский родился в 1939 году в Киеве. Актер, телеведущий, заслуженный артист РСФСР. Снимался в легендарном сериале "Следствие ведут знатоки", ведет на НТВ программу "Следствие вели...", играет в израильском театре. 
По материалам "АиФ"