Часть ІІ.
- Вы признавались не раз, что считаете себя довольно закомплексованным, но, глядя на ваших экранных киногероев, трудно представить, что это так... 
- Может, не совсем точно я выразился: комплексы - это уже ближе к диагнозу состояние, а я просто при определенных ситуациях испытываю стеснение и неудобство. 
- Я вспоминаю сейчас очень какой-то светлый и добрый фильм "Большая любовь", где вы с Юлией Меньшовой снялись, а сами-то на такую любовь способны? 
- Вот уже 12 лет. 
- И чувства к жене до сих пор не остыли? 
- Нет, представляете? Иногда наберу ее номер и говорю (свою Ольгу я называю "мамой", а она меня "папой" - так получилось, потому что у нас дети): "Мама, я просто хочу сказать, что тебя люблю". И отключаю мобильный... 
- Ей это нравится? 
- Наверное - раз отвечает все время: "Спасибо". Просто вот так чувствуешь вдруг, что ты абсолютно счастлив, - эти секунды так неожиданны. Едешь, к примеру, в машине, солнце светит, и вдруг понимаешь: "Черт возьми, как прекрасно на этом свете жить!". Сиюминутное ощущение... 
- ...(вместе) счастья... 
- В картине "Большая любовь" - опять к ней возвращаюсь - были моменты, когда хочется плакать просто непонятно от чего: то ли от того, что не получается у героев, то ли от того, что уже получилось... Вы как человек - не как актер! - от чужих актерских работ заплакать можете? 
- Ну конечно. Смотрел вот недавно мультфильм "Вольт", так еле-еле сдержался - ведь рядом сидят дети. "Сейчас, - думаю, - как разревусь...". 
- А моменты, когда не удавалось сдержаться, были? 
- Ой, ну явных таких уж, наверное, не было - так, слеза где-то... Хотя иногда, когда вспоминаешь какие-то истории или начинаешь их детям рассказывать, тоже еле себя контролируешь. Они спрашивают иногда: "А почему так? А что с этими героями случилось? А с теми?"... 
- Состояние влюбленности необходимо любому, а актеру тем более: чтобы выдавать на сцене или съемочной площадке эмоции, ему самому нужно влюбляться, причем, как утверждают многие ваши коллеги, часто, а вот вы часто влюбляетесь? 
- Нет, так как-то случилось, что мне, чтобы состояние это сыграть, прибегать к таким средствам не нужно. Что такое любовь? Это настолько все сложно... Любовь - это Бог, встречается она крайне редко, и надо ее аккуратно в себе нести. 
Понимаете, есть любовь, есть Бог, есть всепрощение - вот где-то среди этих трех высоких понятий мы и должны по-настоящему находиться. Задача чрезвычайно сложная, потому что надо так себя организовывать, чтобы это в тебе жило, - я имею в виду внутреннее состояние. Многие просто понятия путают: влюбленностью распущенность, сексуальную привязанность называют - потому и говорят: "Надо переспать со своей партнершей...
- ...чтобы в роль лучше вжиться"... 
- Ничего подобного - это глупость и ерунда! Не то что по моральным нельзя соображениям - я считаю, что это, наоборот, будет вредить делу. 
- Ну хорошо, вам надо изобразить на экране или на сцене какую-то безумную страсть, любовь... 
- ...страсть и любовь - разные вещи. 
- Согласен, но вот, предположим, к Юлии Меньшовой любовь показать нужно - вернее, к ее героине. Вы это можете сделать чисто технически или, чтобы все выглядело убедительно, надо ее действительно - я не говорю переспать! - полюбить? 
- Мне нужно понять, как проявляется это чувство, я должен что-то из своей жизни вспомнить, ведь что такое любовь, как ее разглядеть? Может, она в ощущении тепла, в свечении глаз выражается, и чтобы в себе это состояние вызвать, я могу о своих детях думать, о маме...  
- Допустим, а поговорить с Меньшовой, подержать ее за руку, сходить вместе в ресторан вам нужно? 
- Нет - достаточно общаться с ней на площадке. Мы же на определенную настраиваемся волну, и у нас остаются потом добрые, теплые, дружеские отношения. Недавно Юля на моем спектакле была, я с ее супругом работал, в телепрограмму "Кулинарный поединок" ее к себе приглашал - все замечательно! 
Смешивать все в одну кучу нельзя, а то начитались зрители желтой прессы и теперь кости перемывают: "Ой, эти звезды из шоу-бизнеса - они же в одной кровати все спят!". Нет, мы вообще замкнутый образ жизни ведем - по крайней мере, моя семья! - поэтому на фестивалях, вечеринках, тусовках не появляемся и считаю, что должны быть чуть-чуть закрыты. 
- Слава Ксюши Собчак, я так понимаю, не прельщает вас совершенно?
 - Да нет - а зачем? 
- Вы сказали, что для семьи хуже человека, чем актер, у которого спектакль на выходе, нет...
 - Недавно мы это опять проходили. 
- И что? 
- Все плохо.
- Полностью предстоящей премьерой поглощены? 
- Нет, я могу какими-то домашними заниматься делами, какой-то работой, но думаю, конечно, совсем о другом. 
- А вы и домашними делами занимаетесь? 
- Да, гуляю с собаками, выношу мусор, с детьми балуюсь, а сегодня, например, телевизор повесил на стену. Разметил, отверстия просверлил, установил крепления... 
- Так вы завидный мужчина! 
- (Смеется). Правда, поступаю я так очень редко.
 - Накануне премьеры вы можете на жену накричать? 
- Накричать - нет, но... 
- ...побить - да! 
- Ну что вы! (Смеется). Нет, хотя иногда в смурном настроении могу находиться. 
- Мы уже о щедрости говорили, но я хочу эту тему продолжить. "Мне, - вы разоткровенничались, - нравятся на женщинах золото и бриллианты, и я люблю, когда их много, чтобы цыганщина такая была, поэтому ювелирных изделий дарю жене предостаточно"... 
- Да, под этими словами подписываюсь. 
- Что же супруге вы дарите?
- Все, что называется ювелирными украшениями и что мне по душе, - просто люблю делать подарки. Она делает вид, что понравилось, даже если презент неудачный (смеется). 
- В газетах светской хроники и глянцевых журналах пишут: "Актер Голливуда такой-то подарил своей жене кольцо за семь миллионов долларов, другой - за пять", а какой самый запоминающийся подарок преподнесли супруге вы, звезда российского кино? 
- Это был обоюдный подарок: она мне, а я ей: это трое детей, которые подороже и семи, и 10-ти, и 20 миллиардов. 
- Вы утверждаете, что по "Домострою" живете - значит ли это, что выступаете за суровый патриархальный уклад, порку жены и детей?
- Предвзято к "Домострою" относятся те, кто с этой замечательной книгой - кладезем народной мудрости - не знаком. В ней между тем прописано, как люди должны жить в семье, начиная с элементарных правил гигиены (перед едой вымой руки, не ковыряйся в зубах, в носу тоже, тарелку к себе подвигай, а не наоборот), и отчасти я в шутку этим заповедям предлагаю следовать. 
С другой стороны, когда вдумаешься, понимаешь, что там много здравых мыслей о воспитании детей... Как-то открыл какой-то раздел и читаю: хозяйка должна быть рачительной - старые вещи не выбрасывать надо, а раздавать бедным либо в работе использовать... "Мама, - говорю, - ты по "Домострою" живешь". Она удивилась: "По какому еще "Домострою"?". - "Ну, смотри, - объясняю. - Вещи в деревню вывозятся? Да! Баночки закатываются, на полки ставятся? А как же!". Там целая система, и хотя какие-то анахронизмы, на которые внимания обращать не надо, имеются, есть и достаточно нормальные правила. 
- У вас пятеро детей - они гордятся тем, что их папа знаменитый актер? 
- Они относятся ко мне как к папе. 
- И никакой гордости за вас не испытывают?
- Нет, они просто смотрят кино. "Папа, - спрашивают, - а почему здесь ты вот так поступил? А за что он тебя бьет? Это плохой человек". Я поясняю: "Ну, бывают всякие-разные люди", пытаюсь истории, которые они видят в кино, переносить на жизнь: мол, это не просто снимается, чтобы вы смотрели, а чтобы жизненный опыт какой-то накапливали.
- В фильме "День Д", ради которого и накачали такую рельефную мускулатуру, вы со своей старшей дочерью Варварой снялись - это потому, что больше некому было играть, или вам просто хотелось, чтобы девочка в кино о себе заявила? 
- Во-первых, хотелось побыть с ней подольше вместе. 
- Сколько, простите, ей лет? 
- Сейчас 14, во-вторых, она на меня просто похожа, а в-третьих, когда по сценарию говорили: "Пойдешь спасать свою дочь", я уже понимал, что так и есть: сам себе в этой картине, получается, помогал. 
- Варвара хорошо сыграла? 
- Очень правильно и аккуратно. Хорошо или плохо - об этом судить еще рано, потому что она все-таки маленькая, но Варя абсолютно четко следовала указаниям режиссера (смеется), то есть моим, поэтому все было сделано точно. 
- Представим, что как режиссер вы снимете еще одну (а может, и не одну) картину, - если там снова будет роль для девочки чуть постарше, дочь пригласите? 
- Ну, это же не так просто... Прежде чем утвердить Варвару, мы провели кастинг, больше 30 девочек отсмотрели - и по нулям. Все они при виде меня будто в ступор впадали: возможно, мой внешний вид их пугал - гора мышц. Так что у нас все по-честному. Мы ничего в обход правил не можем - слов из песни не выбросишь. 
- Знаю, что с 92-го года, с тех пор, как стали вместе учиться, вы с Константином Хабенским дружны, и даже говорили, что с ним как братья... 
- Да, с Константином Юрьевичем мы уже вместе давно. 
- Взаимной ревности у вас нет? 
- Хм, а к чему ревновать-то? 
- Разные амплуа? 
- Абсолютно, но дело даже не в этом. Мы уже как-то, может, детскую болезнь такую переросли - просто живем рядом, общаемся, помогаем друг другу... 
- Многие телезрители, и я в их числе, влюблены в сериал "Ликвидация", который снимали в Одессе. Не знаю, как вы к нему относитесь... 
- ...блестяще - и к фильму, и ко всей команде, которая над ним работала, а с Володей Машковым и Сергеем Владимировичем Урсуляком, которые "Золотого орла" получили, - достаточно плотно с тех пор дружим. И компания была прекрасная, и тема... 
- ...все сошлось, правда?
- Видимо, звезды так встали... 
- Вы весь сериал от начала и до конца посмотрели? 
- Вот как раз недавно и посмотрел. 
- Какие же ощущения? 
- Отвечу так же, как и все, кого я спрашивал: "Как?". Думал: ну, поставлю диск, серию-две гляну... 
- ...а оказалось, оторваться нельзя... 
- Дело на горнолыжном курорте было - мы там отдыхали, и я, такой фанат горных лыж, из-за "Ликвидации" все каталки свои пропустил (смеется). Позвонил тут же Урсуляку: "Сережа! Классная вышла работа!", а он: "Да? Как же долго ты ее не смотрел!". 
- Это, на мой взгляд, один из лучших за последние годы фильмов, яркое пятно в потоке всей этой серости и безвкусицы. Кстати, некоторые люди, которые украинскими националистами себя называют, считают, что Академик - это прообраз борца за Украину: вы с такой трактовкой согласны? 
- Академик - это прежде всего прообраз борца за себя и ни за кого больше. Сложная там ситуация, не так проста эта роль и однозначна, а за Украину надо бороться. 
- Вам Академик абсолютно понятен или там много белых пятен? 
- Мне понятен. 
- Вы его сознательно таким обаятельным сделали? 
- Конечно. Враг разный бывает (смеется), но я мало того, что делаю Академика обаятельным, так еще и люблю его, и оправдываю, потому что, если к герою своему ты равнодушен, за роль лучше не браться. 
- Вы первый раз с Машковым снимались - на площадке с ним тяжело? 
- Замечательно - он же, помимо того, что артист потрясающий, очень смешной, с превосходным юмором. Вышел, кстати, диск, где собраны многочисленные наши расколы, - он уже по рукам гуляет: там эпизоды, где мы с Володей дурачимся. Группу после этого долго обычно собрать не могли, потому что мы вытворяли что-то невообразимое, в разных образах приходили. 
- В советское время четыре буквы МХАТ воспринимались как некий знак качества - выше ничего в театральном искусстве СССР просто не было, хотя театр этот фактически загнивал. Сегодня вы актер МХТ имени Чехова (буква "А" ушла - Олег Павлович Табаков так решил), а вам нравится в Московском художественном играть? Нужны ли вообще актеру, у которого столько киноролей, который так востребован, еще и театральные подмостки? 
- Однозначно отвечу: конечно, а Олег Павлович - блестящий актер, великий человек и, я считаю, удивительный менеджер, поэтому сейчас Художественный - первая площадка страны. И наставник, и вообще, человек слова. Все, что он делает, выше всяких похвал, и я рад, что служу в театре, которым он руководит. Конечно, надо играть в спектаклях и выходить регулярно на сцену: непременно! - а как иначе? 
- Хм, а вас не смущает то, что зрители из зала уйдут и, в общем-то, многие спектакли забудут, готовы вы примириться с тем, что на пленке это не останется и в вечность со своей ролью вы не уйдете, да и деньги совершенно другие за это время можно в кино заработать, а предложений сниматься - масса? Ну что - все равно МХТ? 
- Все равно, а поскольку прогресс продвинулся далеко вперед, спектакли давно можно оставить на пленке - и они остаются! Я думал, что это будет неинтересно, но недавно посмотрел "Укрощение строптивой", снятый в 73-м году в Театре Ленсовета, в котором когда-то в Петербурге работал. Там играла... 
- ...Алиса Бруновна, да?.. 
- ...Фрейндлих, правильно, - я смотрел и восхищался: "Елки-палки, как это здорово!". 
- Так актриса какая! - где вторую такую сыщешь? 
- Согласен, но в этой постановке и Алексей Петренко, и Михаил Девяткин блистали... 
- ...и Игорь Владимиров наверняка режиссер... 
- Фантастический спектакль, и я все пытался понять: "Ну как они это делали?" - настолько легко все. Смотрел и думал: "Вот чему надо учиться", и это останется, а в 73-м, замечу, мне было четыре года. 
- В течение семи лет вы вели на телевидении программу "Битва экстрасенсов" - вам это было интересно? 
- Да, безусловно. 
- В то, что потусторонние силы и сверхъестественные возможности существуют, вы верите? 
- Как говорится, восхищаться этим нельзя и хулить нельзя тоже - это существует. 
- Хоть какие-то экстрасенсорные способности вы в себе чувствуете? 
- Ну, иногда человек чувствует в себе Бога... 
- А вы согласны с тем, что каждый значительный актер - шаман? 
- Нет, он, я считаю, в первую очередь, профессионал, а дальше все от объема личности зависит, но это не мои слова. Александр Анатольевич Прошкин сказал: "Чем больше объем личности, тем за этим человеком интереснее наблюдать". Что дает объем? Что дает масштаб? В этом еще разобраться надо... 
- Не секрет, что иные выдающиеся актеры - в жизни полные дураки, а вот на сцене - боги: чем это объяснить? 
- Что-то где-то компенсируется: объем личности может быть невелик, даже скуден, а капля божья - большая. Мы же не знаем, кто туда (показывает вверх) попадает и как там за ними смотрят. 
- Вы где-то недавно пожаловались, что спите мало и начали уже привыкать к бессонным ночам, - так велика нагрузка? 
- Ой, времени практически ни на что не хватает! Это хорошо - надо бы только сутки часика на два растянуть, чтобы не 24, а хотя бы 26 в них часов было. 
- До кризиса в России кинематографический конвейер работал: в год снималось более 200 картин - огромное количество. В связи с кризисом он остановится? 
- Да, и после того как кризис спадет, еще года два-три будем болтаться, как в 90-е. К сожалению, мы от финансового положения многих отраслей очень зависимы, от людей, которые просто дают деньги. 
Кино должно быть государственным и помогать государству вести его политику - это власти уже поняли после 90-х, когда кинематограф был не нужен, когда нам говорили: "Да это неважно! Театр погоды не делает, кино значения не имеет, пропаганда вообще ничего не значит...". Возникла таким образом брешь, которую тут же совсем другие заполнили люди, другие фильмы, и мы теперь чешем затылки: "Выросло еще одно потерянное поколение, которое не хочет бороться за свою Родину, не хочет ничего делать, чтобы Россия была великой". 
Это серьезные слова, искренние, потому что вдруг пятая колонна у нас появилась, чьи представители утверждают: "Мне страна не нужна!". Ну как же так? Ты здесь живешь, эта земля тебя вырастила, выкормила, а ты в ответ: "А я ее не люблю"? 
- Страна или среда?
 - Как бы то ни было, все же в стране происходит - просто это большая семья, и ты должен защищать ее, свой дом, пусть даже и свой карман, насколько у тебя сил хватит. Если возникнет необходимость, короче, обязан пойти на фронт! 
- Вы патриот? 
- Да. 
- Однозначно? 
- Ну, опять-таки сложно о таких вещах рассуждать. Все сразу интересуются: "А что ты здесь любишь?"... 
- ...с удивлением спрашивают... 
- ...но люблю я свою семью, деревню: и ту, в которой рос, и ту, где живу сейчас, - реку, обожаю людей, которые со мной общаются. Мне нравится, как они меня встречают, как усаживают за стол... И эти разговоры застольные. Всяко в жизни бывает: и хорошо, и плохо, но я люблю все - и плохое тоже: ты должен или любить его, или с ним не мириться. -
Все от тебя зависит, от того, каких струнок в своей душе ты касаешься. Если, несмотря ни на что, пытаешься песню в мажоре играть, все будет здорово. 
- Смотрю я на вас: молодой, красивый, столько ролей - это везение или что-то еще? 
- Везение плюс колоссальная, поверьте, работа. 
По материалам "Бульвар Гордона"