Популярный шансонье Михаил Шуфутинский рассказал о 300 гостях, приглашенных на юбилей, из-за кого его не крутят на радио, об отношениях с Пугачевой, за что любит Михайлова, и как его испугалась новорожденная внучка.
- Михаил Захарович, в апреле вам исполнится 65 лет. Что чувствует такой импозантный мужчина в этом возрасте?
- Никогда не мог представить, что мне когда-нибудь стукнет 60 лет, а потом 65. Но это нормально, ничего страшного в этом не вижу. Мы все рождаемся в этой жизни, чтобы наш первый шаг привел нас к последнему. По возрас-ту чувствую себя моложе, чем многие мои сверстники. Иногда вижу людей, которые вроде и младше меня, но выглядят совершенно не так. Но будем живы - не помрем (смеется). А так, день рождения отмечу в Москве большим сольным концертом, в гости приглашу человек 300.
- Юбилей ведь не единственное радостное событие в вашей жизни. Недавно вы еще раз стали дедушкой. Как прошла первая встреча с внучкой Ханной?
- Ой, она очаровательна. Такой маленький комочек. Сначала, когда меня увидела, испугалась. Пришел дядя с бородой, непонятно кто и непонятно откуда. На папу непохож, на маму тоже. А потом она поняла, что с ним можно дружить (смеется). Вот скоро ее снова увижу, сын с семьей приедет ко мне на юбилей. И будет мне радость.
- Я так понимаю, что основной источник доходов у вас сегодня - это большие сольные концерты или выступления на корпоративах?
- Вы не налоговая инспекция, зачем вам это нужно? Возможно, к кому-то и приходит с годами усталость, но у меня ее нет. Вы считаете, что мне пора уходить?
- Совсем нет. Просто ваши песни сегодня редко можно услышать. Хотя еще в начале 2000-х их сутками крутили даже попсовые радиостанции. У вас нет обиды на тех людей, которые наложили табу на ваши песни?
- Наоборот. Я испытываю огромное удовлетворение, что меня там нет. Во всяком случае, сегодня я стал даже больше зарабатывать из-за того, что меня там нет (смеется). А крутить меня перестали, потому что появились форматы, и глубоко корыстные руководители составляют сегодня плей-листы за деньги и крутят только тех, кто платит за свое искусство. У меня вроде как и денег просить неудобно, а бесплатно тоже крутить не хотят. Поэтому я есть только на тех станциях, где ко мне относятся с уважением и любовью.
На экране я тоже сегодня не нужен. Но, если честно, я и не стремлюсь туда, и живу не благодаря телевидению, а вопреки ему. Знаю, что у одних вызываю раздражение, у других, наверное, тоже. А в итоге живу сам по себе. Не кручусь ни на каких тусовках, ни от кого не завишу. У меня нет продюсеров, я сам выполняю эти функции. Спонсирую себя тоже сам, но зато делаю то, что мне нравится. Возможно, по этой причине я и неинтересен некоторым телевизионным каналам.
Кстати, в Америке есть такой актер Вейн Ньютон, который снялся в массе хороших фильмов, работает в самых роскошных казино Лас-Вегаса и Атлантик-Сити, но при этом его никогда не показывают по телевидению. Фрэнк Синатра в свои зрелые годы стал чаще появляться на экране только потому, что сам финансировал эти программы, а так его тоже никто не пускал на ТВ. Но это ведь не значит, что ты - плохой. Просто ты не такой, как другие. И это очень хорошо. Я тоже не хочу быть таким, как все. А тех, кто меня не любит, я тоже не люблю.
- Очень интересно узнать, как вы относитесь к современным шансонье - Стасу Михайлову, Григорию Лепсу, которые работают в вашем жанре. Как считаете, могут ли они тягаться с вами?
- Они не пытаются, а уже давно являются мастерами своего дела. Только слово жанр в этом отношении не совсем правильное. Это музыка, и каждый из нас делает ее в соответствии со своим стилем, мироощущением. Ни Лепс, ни Михайлов, как мне кажется, не пытаются никому подражать. Они самобытны, самостоятельны, нравятся людям - и это главное. Кто бы там что ни говорил, а Стас очень обаятельный, его любят женщины, мы с ним периодически общаемся. А у Гриши уникальный голос и техника специальная, редко кому дана такая вокальная тесситура.
- А что вы скажете о своей бывшей однокурснице по музыкальному училищу Алле Пугачевой? Она вас не пригласила ни на свои Рождественские встречи, ни на фестиваль.
- Да, не пригласила... Но не потому, что мы нравимся друг другу или нет. Это же бизнес. Может быть, ей выгодно было позвать совсем другого артиста. А может быть, подумала о том, что если она меня пригласит, то я откажусь, а она окажется в неловком положении. Неужели вы считаете, что никто не может отказать Пугачевой? А так мы общаемся, когда видимся. Но как можно поддерживать отношения с человеком, который работает там же, где и ты?
- Вы еврей по национальности, но русский в душе, при этом, кроме американского, у вас до сих пор нет российского гражданства. Учитывая то, как (по примеру Жерара Депардье) легко выдается паспорт, у вас еще есть желание стать гражданином РФ?
- Я его не запрашивал. Хотя, кто знает, возможно, если бы сделал такой запрос, мне бы и не отказали, просто для меня это не имеет значения. Я вполне спокоен в этом отношении. Раз уж у меня есть американское гражданство, зачем мне от него отказываться, чтобы получить какое-нибудь другое. У меня есть в России вид на жительство. Это практически то же самое, что и гражданство. Во всяком случае, я могу пользоваться всеми привилегиями, кроме, пожалуй, голосования на местных выборах. Но у нас многие люди, даже имея гражданство, голосовать не ходят. Поэтому я сегодня, как говорит группа "Дискотека Авария", в этом отношении не заморачиваюсь.
- У вас большая семья. Мне сложно представить, как вы проводите время, когда вы дома в окружении детей и внуков.
- Я очень мало нахожусь с семьей, потому что много работаю. Но все равно стараюсь уделить своим родным как можно больше свободного времени. У меня ведь масса дел, которые меня увлекают и интересуют. Иногда могу позволить себе поехать куда-то... Или родные приезжают к нам с женой в Москву, потом - мы к ним, в Лос-Анджелес. Часто ездим вместе отдыхать, недавно были в Доминикане, до этого - на Карибских островах. Я себя там и здесь одинаково хорошо чувствую и могу с уверенностью сказать, что только сейчас понял, что такое настоящее безмятежное счастье.
По материалам Сегодня