В канун Нового года отечественные и зарубежные СМИ сообщили о том, что Михаилу Жванецкому присвоено звание народного артиста Российской Федерации. Диплом о высоком отличии писателю-сатирику вручил в Кремле президент России Владимир Путин.

- В "ФАКТАХ" в материале "Звание свалилось абсолютно неожиданно..." написано: "Указом президента Российской Федерации Дмитрия Медведева писателю и сатирику Михаилу Жванецкому присвоено звание народного артиста. В третий раз. В 1991 году Михаил Михайлович стал народным артистом Советского Союза. Тогда он, наряду с Аллой Пугачевой, был включен в список, составленный первым и единственным президентом СССР Михаилом Горбачевым. В 1999 году писателя отметили аналогичным званием в Украине. Нынешнюю награду Жванецкий получил спустя две недели после своего 78-летия..." Выходит, "ФАКТЫ" ошиблись?

- Не переживайте, ваша газета все написала правильно, - успокоил Михал Михалыч. - Действительно, в последних числах декабря 2012-го многие российские информационные агентства и СМИ распространили информацию с заголовками: "Жванецкий стал народным артистом", "Путин присвоил Жванецкому звание народный артист России..." Самое приятное в этой истории, что я не хлопотал, не подавал. Сейчас люди звонят с удивлением, с поздравлениями: "Да вы у нас народный давно!"
- Если у нас все верно написано, то уже в четвертый раз?

- Немного не так. Нынче у ваших коллег вышла иллюстрация к известному примеру из русской словесности: "Сижу у окна и вижу - везут покойника, потом гляжу - обратно везут". Так вот и я - гляжу в нашу прессу и вижу: "Обратно я - народный..."
- А вдруг "там" что-то сломалось и присвоили еще разок?
- "Там" все давно сломано, но вот что касается наград, званий и прочих "отметин" - все в полном порядке. В том смысле, что память "там" очень даже неплохая и присуждение повторно - ну никак...
- Припоминаю ваш язвительный монолог о том, как с помощью "определенного сорта самогона, основанного на дрожжах и буряке с небольшим добавлением сушеного кизяка", можно заглянуть в будущее. И послушать речь президента Путина образца 2020 года. "Текст почти тот же, что и в 2014-м, только голос уже немножко стариковский"...
- Есть такой!
- Путин или монолог?
- И тот, и другой.
- Тогда уточните, пожалуйста, кто все же вас наградил?
- Не монолог и не Путин. Указ Nа315 президента РФ от 21 марта 2012 года "О присвоении почетного звания народный артист Российской Федерации" мне и еще ряду деятелей культуры подписал Дмитрий Медведев. Именно он тогда был президентом России, хотя 4 марта уже был избран Путин. Диплом и нагрудный знак вручал уже Владимир Путин. В Кремле 26 декабря теперь уже минувшего года. Вот и получилось, что атрибуты к моему званию вынашивали полную беременность. Это же коснулось и моих коллег, в числе которых Мария Аронова, Эдуард Назаров, Чулпан Хаматова... Так что "оформившееся" звание народный артист - это приятная неожиданность, спустя ровно девять месяцев.
- На церемонии вручения наград в Кремле имел место "молчаливый инцидент" с Хабенским.
- Константин Хабенский, которого, к слову заметить, в изначальном (мартовском) списке не было, на церемонию присвоения ему звания народного артиста пришел с самодельным синим значком "Дети вне политики" на лацкане пиджака. Он заявил журналистам: "Президент успел прочитать, что у меня написано на значке. Любому нормальному человеку это должно нравиться. Я пришел не в чалме, не в ластах, а просто с маленьким значком, который говорит о том, что я думаю на самом деле. Заниматься выяснением отношений с целым парламентом не собираюсь". Ясное дело, этот жест Хабенского стал ответом на единодушное голосование в Совете Федерации за "закон Димы Яковлева".
Знаете, я по-хорошему удивился. Я Хабенского мало знаю, почти не знаю. Но я рад. Это наше общее мнение и тут говорить нечего. Как можно поменять наших следователей и представителей силовых ведомств на детей. Но самое страшное даже не в "законе Магнитского" и не в том, что запретили американцам усыновлять наших детей. Самое страшное то, что сейчас всплывают подробности, в каких условиях живут наши сироты. Вот об этом все должны говорить. Я рад за Хабенского. Я целиком на его стороне. Был бы у меня такой значок, я бы тоже вышел с таким значком, но у меня его нет.
- Это уже напоминает строки из вашей же, Михал Михалыч, миниатюры "Города": "Такой культурный человек, я вижу у вас значок, у меня такого значка нет..."
- Возможно, но, честное слово, говорю искренне. Знаю, что после трагической смерти жены, скончавшейся от рака, Константин Хабенский в 2009 году создал благотворительный фонд. Он так и называется: "Фонд Константина Хабенского". Что касается реакции в зале, то все было спокойно, у президента не возникло никакой реакции... Впрочем, Путин умеет себя вести в самых различных ситуациях. Так, в заключение процедуры награждения он сказал: "Сейчас, когда шла церемония, Михаил Михайлович Жванецкий мне говорит: "Вы закончили свою пресс-конференцию моей фразой: „Ремонт нельзя закончить - его можно только прекратить“. Это просто такой зримый пример того, что все мы (и я, ваш покорный слуга, и все граждане нашей страны) пользуемся чем-то таким, что вы производите и генерируете. Это на всех уровнях, касается всех людей нашей страны: мы все пользуемся результатами вашего труда. Большое вам спасибо! С праздником вас!".
- Странно, но при этом вы смолчали...
- Что здесь странного?
- На церемонии вручения вам звания заслуженный деятель искусств РФ (2002 год) вы подошли к микрофону и произнесли: "Мои взаимоотношения с государством сегодня я бы хотел охарактеризовать так: не нарушайте мое одиночество, но и не оставляйте меня одного".
- Честно говоря, я отношусь к Владимиру Владимировичу с симпатией. Ну он же как дитя родное, мы же его выбирали. Может быть, благодаря даже не совсем его заслугам, а благодаря тому, что ребята из оппозиции так жутко выглядят. Он, я думаю, терпелив и не обидчив. Стоит только обидеться президенту - полстраны может быть к чертовой матери! То ли в Сибири, то ли... как когда-то было. Обиды президента - страшная вещь...
- Смею предположить, что симпатия у вас обоюдная. Далеко не каждому Путин предлагает уроки по дзюдо.
- Было дело. Кстати, на церемонии в Кремле в 2002 году президент поинтересовался, нашли ли угнанный накануне мой "Мерседес". Услышав отрицательный ответ, Путин самолично предложил обучить меня приемам дзюдо и поведал историю о своем знакомом, который избежал моей участи лишь потому, что владел определенными навыками рукопашного боя. На бойца врукопашную я мало похож, но еще раз констатирую: Путин превратился в торговую марку, брэнд, с которым слишком многие стремятся себя ассоциировать - политики, артисты, юмористы, журналисты, кинематографисты... Сейчас все опять залезли под ковер, оттуда даже рычания не слышно. Только слюна течет. У меня в душе нет хамства, не люблю персонально обижать человека, не зная твердо, кто он такой. Вижу застенчивую улыбку нашего вновь назначено-избранного президента и думаю: это у Владимира Владимировича профессиональное или природное?
- С Путиным, насколько я помню, у вас давние взаимоотношения. Еще с "райкинских времен"?
- Было, было... По-комсомольски бодрый (не нахальный, но бодрый) я попросил Райкина, чтобы он нас посмотрел. "Нас" - это спектакль Одесского театра миниатюр "Парнас-2". Как сейчас помню, декорации - деревянная рамочка и марлевая занавесочка... А Райкин взял и не отказал: "Ну, хорошо, приезжайте в театр, после спектакля мы вас посмотрим". Представляете? В еще не остывшем от оваций самому Райкину зале!
Мы вышли на сцену, показали спектакль, хохот был оглушительный! Тогда Аркадий Исаакович сказал (это его слова): "Мишенька, заведите себе толстую тетрадь и пишите. Пишите для меня". Ну, я стал высылать тексты Райкину. Он потом приехал в Одессу, тут же забрал из нашего театра в свой Карцева и Ильченко. Я же остался в Одессе. И вот однажды, сидя в трюме парохода, который привез в наш порт уголь из Мариуполя, я чинил транспортирующий агрегат. За пазухой у меня - толстенький конвертик, письмо от Ромы Карцева. И вот я, черный как черт, ресницы вообще были несмываемые (очень красиво, кстати), весь перемазанный углем, не выдерживаю. Тут же под свет фонарика начинаю читать это письмо, написанное библейским стилем: они поехали с Райкиным к начальнику милиции, они получили прописку... Еще в конверте была программка спектакля, где я увидел в списке авторов свою фамилию.
- Начало большой карьеры.
- Господи, боже ты мой! Я, сменный механик порта, зарабатывал в месяц 89 рублей, а тут за один монолог, исполненный Райкиным, гонорар - 150! Да что там деньги, когда он сделал мне предложение написать для него спектакль! И я бросил все, поехал к нему. Написал для него первый спектакль - "Светофор", постановка которого была осуществлена в 1969 году. В основу легли миниатюры "Дефицит", "Авас", "К пуговицам претензий нет" и "Век техники". Авторские отчисления за это составляли уже тысячу двести рублей в месяц. Я стал богатым человеком. Стол в гостинице, где я жил, был накрыт 24 часа в сутки. Постоянно приезжали какие-то моряки, портовики, и я думал: "Сопьюсь к чертовой матери!" Как я уцелел?
- Вообще или уже в райкинском театре?
- Если честно, и там, и там. С Аркадием Исааковичем проработали десять лет.
- Почему расстались?
- Как сказать, он же ж... Он же ж человек нормальный, и он имел право выбирать: "Мишенька, это я играть не буду, это я не понимаю, это отложим в сторону". Я же все забракованное им читал друзьям - на ура. Смеялись. Читал незнакомым людям - хохотали! Постепенно приходило желание читать самому. Вот и все. Однажды я выступил в Доме культуры имени Дзержинского. Это - при КГБ. Меня туда привезли, конечно, люди по своей воле туда не ходят. Я поинтересовался: что можно, что нельзя? Мне ответили: ну, вы странный такой. Если приказ будет, все равно не спасетесь. А пока читайте все, что хотите.
Именно в том зале присутствовал молодой тогда сотрудник КГБ Владимир Путин. Он мне сам об этом рассказал потом, многие годы спустя. Потому с Путиным у нас давняя дружба. Мы познакомились вопреки желанию Райкина. Последнему крайне не нравились мои выступления "на стороне". На его упрек как-то заметил: "Аркадий Исаакович, я же из того материала, что вы отвергли, пошил себе костюм. И что?" Он настаивал на своем: "Эти тексты принадлежат архиву театра!" Какой архив? Мне ведь платили только за то, что прозвучало со сцены. Он был неправ, но сейчас я его понимаю. Он хотел, чтобы этот мальчонка в морской кепке принадлежал только ему. Он и маме моей говорил: "Раиса Яковлевна, вы будете обеспеченной женщиной, Миша будет богатым человеком, только поддержите меня"... В общем, я не сразу решился на "развод", боялся, было чувство такое, будто от отца ухожу.
- Все же вы ушли. Почему не в политику?
- Намек понимаю: язык, дескать, подвешен. Если честно, не переношу политику из-за постоянных оскорблений и участия в дебатах. Бессмысленных. Я думаю, в политику идут люди, которые чувствуют, что там их компания. Когда мне предложили пойти в Думу, я один день порадовался и... отказался. Потому давайте не будем о политике, хотя бы в честь праздника.
По материалам "Факты и комментарии"