Популярный певец Олег Газманов рассказал, чему следует поучиться у Маркса, почему избегает в своих песнях обличительного пафоса и зачем высадил больше двух тысяч деревьев. - Олег Михайлович, собираясь к вам на интервью, заглянул в твиттер, а там:
"Поднялся в 5:30 И в Киев лечу Пора застрелиться Так спать хочу..."
- Было дело (смеется). Спешил, потерял букву. Правильнее по размеру: "Так спать я хочу". Твит - смс-ка для всех. Можно поскулить: не выспался. И это сообщение мгновенно доставляется адресату. В блоге я редко пишу, потому что на это надо реально тратить время. А твит хорош тем, что - 140 символов и все. Нужно вложиться. Для человека, который пишет стихи, - даже интересно. Мне нравится играть фразами, жонглировать словами. Поэзия - это концентрированная проза. Твиты в этом смысле мне интересны как формат. Одно время, правда, меня упрекали, что неграмотно пишу: не ставлю запятые и т. д. А я просто экономлю место. Как ответ я написал такое четверостишие:
"Мы друг друга понима С полусло и с полувзгля, Буду твиты сокраща Чтобы больше помеща".
У меня десятки тысяч подписчиков в твиттере. Большинство - молодые ребята, которые круглосуточно сидят в интернете. Мне приятно, что молодые меня поддерживают. Я стараюсь использовать и на сцене все технические достижения. Свет, звук. Но в основе всегда - яркая мелодия и слова, которые останутся. А энергетика сильная потому, что на сцене я - ненормальный человек. Я могу такое сделать, чего мне и в голову не придет делать в обычной жизни. Например, сальто. Твиттер пестрит шуточными замечаниями на этот счет: "Газманов купил новую квартиру - в четырех сальто и трех кувырках от метро".
- Многие ваши песни стали застольными. Вы написали буквально народный гимн "А я ясные дни оставляю себе..."
- Гимн - это вы замахнулись. Но мне нравится, конечно, писать песни, которые потом народ поет вместе со мной. Это необычно: тебя как бы нет, а песня - есть. Возникает ощущение, что ты прикоснулся к вечности. Я часто прекращаю петь на сцене, а люди подхватывают и поют без моего участия. Народная песня - это когда композитор отдыхает, а народ поет. Меня греет эта поддержка. Только звучит где-то: "Есаул, есаул…", "Ты морячка, я моряк…" сразу понятно: Газманов. Для меня это главное. Будет ли песня в хит-параде или в ротации на радио - не так важно. Песни "Москва" нет в ротации, но зато ею встречают и провожают поезда на столичных вокзалах. В принципе я могу спеть три концерта по два часа, не повторяя репертуар. В каждом из них - могу распределить хиты. Это говорю не для того, чтобы похвастаться - какой я замечательный. Я - счастлив, что мне это удалось. Правильнее сказать: Господь мне помог это сделать. Разочарований, дряни и трудностей хватает, но все преодолевается работой.
- Циркулируют слухи, что вы у власти в любимцах, что Лужков в вас души не чаял. Одно издание выдало: "Газманов к Путину в футболке ходит". Однако небольшой флер "официального певца", вам не помешал написать запрещенную на ТВ антикоррупционную песню "Новая заря" ("Как мы сможем победить, если нас легко купить?")
- Во-первых, об этой фразе. Я никогда не мог бы себе позволить настолько бестактную фразу: "Хожу к Путину в футболке". Типа я такой крутой, что в Кремль хожу, как к себе домой. Это неправда. Я сказал следующее: "Было жарко. Я был приглашен не в Кремль, а в резиденцию, где люди вышли на природу. И посчитал тогда: что я буду в костюме париться? И надел футболку". Мне не нравится, когда искажают мою прямую речь. Во-вторых, я никогда не стремился во власть. А наоборот, если ты популярен - власть ищет контакты с тобой. Понимая, что за известным артистом идет большое количество людей и это выгодно на выборах.
Хочу подчеркнуть: я не участвовал ни в одной предвыборной кампании. Мне предлагали принять участие в кампании за Ельцина "Голосуй, а не то проиграешь", но я не поехал. Хотя многие медиа писали, что я в ней участвовал. Да, хожу голосовать. Но это мое личное дело. Может сегодня правильно проголосую, а завтра этот человек проворуется? Не хочу подставляться. Поэтому не желаю вести за собой массы. Мне чужд вождизм. Это чисто советская заморочка, диктаторы так и получаются. Повели к светлому будущему, а там, оказывается, все будут только туалеты чистить…
А что касается "Новой зари", то в 2005-м я почувствовал, что нужно написать такую песню. Ее потом так прокомментировали: "При Лужкове он не мог себе такого позволить, а как только мэра сняли - пожалуйста", не ведая, что песня написана за пять лет до лужковской отставки. Она опередила время.
- Так как, по-вашему, есть выход из сегодняшнего коррупционного тупика?
- Выход всегда есть. Мы живем в переходный период - много ошибок делалось и делается. Но одно дело, когда большинство занимается огульной критикой, другое - предлагать выход из ситуации. Я являюсь членом Общественного совета при Минобороне России. Попал только на одно заседание из-за плотного графика. Вел собрание министр обороны Сергей Шойгу. Только начинали жаловаться: там дедовщина, там развал, он пресекал: "Я все это знаю. Ваши конкретные предложения по этому поводу? Вы готовы поехать, проинспектировать?" Я впервые слышал позицию нормального человека, который вырабатывал план действий. И осуществлял его. Я считаю, что когда количество таких людей, которые умеют не только болтать, но и делать - достигнет критической массы, начнется цепная реакция, все сдвинется в лучшую сторону. А если таких людей мало - будет продолжаться инерция.
Давайте соберемся и что-то сделаем, наконец. Я уже 17 лет сажаю деревья возле своего дома. И посчитал, что высадил больше двух тысяч деревьев. Если бы каждый москвич посадил хотя бы маленький кустик - столица России была бы самым зеленым городом в мире. Я что хочу сказать? Я не играю в политику. Не хочу обсуждать Собянина, Навального. Считаю, что нужно делать общество, которое бы не зависело от политиков, президента. Для этого надо не гадить в подъезде и другим не давать. Выполнять десять заповедей, даже если ни во что не веришь.
- От ума все рассуждения у нас правильные, но в России руководствуются эмоциями.
- А как в Украине эмоции зашкаливают - ого-го-го! Может это и неплохо. Значит, мы горячие люди. Когда холодная кровь, все расписано - это не наше ментальное. Например, был я в Германии. Маленькая, пустынная улочка, машин - ни одной. И я пошел на красный свет. Вы бы видели, как на меня посмотрели немцы (смеется). Я понял, почему мы выиграли Великую отечественную!
У нас множество народностей и национальностей. С одной стороны, трудно вместе жить. А с другой - это приток свежей крови. Да, мы варвары - перед Западом. Чуть-чуть. Мы образованы, но нетерпеливы. Мы слишком огромны и нам есть куда развиваться. Я смотрю в будущее с оптимизмом. Не хочу революций, я - за эволюцию. Надо поддавливать правительство. Это здорово, что у нас была Болотная площадь. Это заставляет общество шевелить мозгами. Я заметил, что сейчас тех, кого выбирают, хотят понравиться народу. Они понимают, что могут прослужить один срок - и до свидания. В Екатеринбурге произошло показательное событие: победил на выборах градоначальника Евгений Ройзман - человек не из власти, не из Единой России.
- В ваших песнях - вся история страны...
- Да, в 80-х я пел: "Свежий ветер мне крылья поднял". Казалось, все теперь будет хорошо, все будем счастливы. Но шли годы, потом десятилетия. Сейчас я написал песню "Сделан в СССР", где отметил символы великой страны, как вехи истории. Недавно меня один молодой человек в Москве грозно спросил: "Как вы могли поместить в одну песню Ленина и Гагарина?" Я ответил: "А что вы кипятитесь? Ленина вообще не было?" И Ленин был, и Сталин, и Гагарин. Если были ошибки - надо учиться на них, но не отрицая своего прошлого.
В природе нет острых углов, там все линии монотонны, нет такого: черное - белое, хорошее - плохое. Природа не терпит крайностей. И в моих песнях не было обличительного пафоса: этот гад, а тот - молодец. Тальков, Царство ему небесное, поставил на одну плоскость "КПСС - СС". А у меня мама была жива тогда и при ней развенчали то, во что она верила. У нее вся жизнь обрушилась. Наших стариков подставили. Фашисты - стали нормальными людьми. С чего вдруг? Фашисты - звери. Весь мир осудил это явление, а мы вдруг все пересматриваем. Это вообще у нас модно: переписывать историю. Коммунисты когда-то переписали ее под себя, сейчас - снова "перепись". А нужно подходить к этому вопросу, как еще Маркс учил (смеется): диалектически.
По материалам Вести