Известный писатель ("Казароза") и сценарист ("Гибель империи") рассказал, какие книги прокляты, как уже много лет не может написать историю на три страницы, почему не переносит Донцову и как на нем сказывается возраст.
- Леонид Абрамович, вы известный писатель, но создаете и сценарии к фильмам. А с хорошими сценариями - что в России, что в Украине - явно напряженка. У вас есть секрет, как их написать-то хорошо?
- Боюсь, этого не знает никто. Я прочитал книгу "История на миллион долларов" гуру сценарного дела - Роберта Макки, но она меня не впечатлила. Да и мои сценарии мне никогда не нравились. Я их пишу только ради денег. На сценарий у меня уходит месяц, а над книгой могу работать четыре года, но получаю в разы меньше. А вообще сценарист - профессия не гордая. Они всегда к кому-то приспосабливаются: к режиссеру, продюсеру, к актерам, которые все время просят что-то переписать в их репликах. Расскажу вам веселый случай. Я работал над сериалом "Сыщик Путилин", там есть действие, которое происходит в Монголии, а я специалист по этой стране. И режиссер картины Сергей Газаров попросил перед поездкой рассказать съемочной группе, как себя вести в этой стране, что посмотреть. Я стою перед актерами, распинаюсь и... понимаю, что меня как-то кисло слушают, а потом одна дама спрашивает: "Короче, мы туда в апреле едем, так резиновые сапоги брать?".
- Вы по профессии преподаватель истории, но к вам часто обращаются начинающие писатели за советами. Что им говорите?
- Обычно спрашивают: "Мне предлагают за мою книгу гонорар 150 долларов. Соглашаться?". Я всегда отвечаю положительно. Ведь если у книги будет успех, писатель получит гораздо больше. Нужно расширять круг знакомств. А деньги - дело десятое! Никогда не издавайте книг за свой счет! Этого не нужно делать ни при каких обстоятельствах. Ищите издательства! На книгах, которые изданы за свой счет, лежит клеймо отверженности. Как только они выходят из типографии, они уже прокляты.
У меня жена преподаватель музыки. Я как-то перебирал ее ноты и наткнулся на альбом композитора Роберта Шумана, в котором было десять советов. Одни запал мне в душу. Звучал он так: "Не занимайся искусством ради денег". А деньги приходят к тому, кто хочет сделать что-то настоящее. Вот и Акунин лучшие свои романы писал не для денег.
- А сами вы как относитесь к современным писателям?
- Есть всего несколько писателей, которых я выделяю из современников. Захар Прилепин, Андрей Рубанов, Алексей Иванов, Дмитрий Быков... Но я не умею читать литературу для развлечения. И не смогу прочитать книги Дарьи Донцовой даже физически. Мой ум настроен на текст, а не на картинку. Да, вспомнил, как однажды хотел Быкова пригласить на одно мероприятие, но он уезжал в Колумбию или в Венесуэлу. Я спрашиваю: "Что там такое?". А он: "Там есть такой город, который называется Натуй. Когда меня будут туда посылать, я смогу с полной уверенностью сказать, что там уже был".
- За свой роман "Журавли и карлики" вы получили премию "Большая книга". Значат ли что-то премии для писателей сегодня?
- Премии нужны. Десять лет назад они не поднимали тиражи. Сейчас поднимают. В России примерно 600 литературных премий. Из них 597 ничего не значат. Премия - это лотерея. Их присуждают не машины, а люди, которые всегда субъективны.
- А что сейчас пишете?
- Исторический роман о греческой революции начала XIX века. Я заметил странную вещь: чем старше становлюсь, тем дольше пишу. Творческие чувства убывают, а критическое в отношении к себе нарастает. А если бы я был режиссером, то снял бы фильм по рассказу Сомерсета Моэма "Человек со шрамом". В нем всего три страницы, но из него можно сделать хороший фильм. Я пытаюсь написать такой рассказ много лет, но пока не выходит.
По материалам Сегодня