Последние события в Украине кардинально изменили отношение Евросоюза к нам. Если бы люди не вышли на Евромайдан, было бы два-три года глубокой заморозки процесса интеграции, - рассказывает 55-летний Олег ­Рыбачук. Он руководил Секретариатом президента Ющенко в 2005–2006 х. - Сейчас Америка, Канада, ­Европа в один голос говорят, что восхищены и поражены тем, как украинцы защищают свои ценности. Такого уровня духовного подъема, наверное, нет ни в одной стране Европы. 
- Евромайдан - день рождения хорошо организованного гражданского общества, - говорит Олег Борисович. - Люди сказали политикам, что делать. Оппозиция приняла этот план действий.
Люди готовы стоять до конца?
- Будут стоять до начала. Цель - начало изменений. Разогнав мирный майдан студентов, власть сделала его сильнее. Сейчас там не дети, а здоровые мужчины. Они готовы дать отпор. В то же время не имеют лидера. Это очень усложняет задачу. Ведь кто-то должен вести переговоры. Уже десятки "регионалов" готовы договариваться о сдаче, но не к кому идти.
Как действовать оппозиции?
- Отсутствие единого лидера ослабляет возможности мирного выхода из кризиса. Президентские амбиции имеют Кличко, Яценюк, Тягнибок, Порошенко. Но в настоящий момент кто-то из них должен быть публично признан лидером. Теория, что разберутся после первого тура, не сработает.
Говорим, что хотим жить по европейским правилам. Значит, должны выбирать человека, который больше всего соответствует этим требованиям. Человека, который не только подпишет Соглашение об ассоциации, но и выполнит его. Чтобы Янукович пошел на какие-то компромиссы, против него нужно выставлять одного соперника.
На какие компромиссы сейчас готовы пойти "регионалы?"
- Могли ли еще пару месяцев тому назад представить, что Инна Богословская не просто выйдет из Партии регионов, а будет говорить, что пришел конец Януковичу? Очевидно, система не железобетонная, как говорит Чечетов. Там нет цемента - только песок и вода. Колесниченко рассказывает, что его из такси выгоняют, когда узнают. Хорошо, что еще морду не бьют, - улыбается Рыбачук. - И это лишь то, что лежит на поверхности. Внутри "Регионов" происходят значительно более сложные процессы. Там не все - "бандюковичи".
Янукович не является "цементом?"
- Нет. Цемент - это то, что людей объединяет. Студенческий майдан - это цемент. Их пытаются нагнуть, а приезжает в сотни раз больше людей.
Путин способен дожать ситуацию?
- После 2004 года он понял, что "хохлам доверять нельзя". Поэтому сейчас у Кремля одна политика: сделать Украину как можно слабее, без сильного президента.
Это подтверждают договоренности Януковича с Путиным 17 декабря?
- Для страны это значит, что нужно ­менять Президента. Путин купил Януковича, но не Украину. Сейчас даже те, кто колебался, понимают: для европейского будущего во главе страны нужен политик, который с ним ассоциируется.
В настоящий момент идет речь о вступлении в Таможенный союз?
- Мы приняли на себя обязательства, которые делают сотрудничество с Европейским Союзом невозможным или бессодержательным. Для России Таможенный союз означал форму контроля над экономической и внешней политикой Украины. Путин достиг этого без подписания формальных соглашений. Но, по сути, он это сделал.
Виталий Кличко заявил, что досрочные президентские выборы должны состояться в марте 2014 года. Почему тогда?
- Досрочные выборы возможны только при доброй воле Януковича. Он может согласиться на это под давлением. Для этого нужно, чтобы на улице была половина Украины и сказала: "Или выборы, или жизнь в стране останавливается".
Изменять Конституцию нужно?
- Нужно вернуться к Конституции 2004 года. Наивно полагать, что можем взять эту систему власти, поставить во главе "хорошего" узурпатора, и он будет работать на благо страны. Это дорога в никуда.
Почему оппозиция не рассказывает о реальном и понятном плане изменений в стране?
- Она в этом не заинтересована. Люди, которые в настоящий момент идут к власти являются продуктами этой системы. Хорошо знают друг друга, замечательно договариваются. Зачем следующему Президенту ограничивать свои права?
Каждый политик хочет минимально зависеть от общества. Простой пример: не все члены оппозиционных фракций обнародовали свои декларации. В чем проблема? Что скрываете? Эта система напоминает песочные часы. Сверху куча песка - это власть, снизу - оппозиция. Только пересыпаются.
Общество все более активно требует изменить всю систему. Чтобы власть работала под контролем людей.
Что ожидает Януковича?
- Его звездное время было в Вильнюсе. Он его пропустил. Сейчас наибольшая опасность для Януковича - соратники, потому что у многих из них забрал бизнес.
Сколько времени нужно, чтобы Украина поменялась к лучшему?
- Страна уже изменилась. Вспомните настроения, когда Янукович стал Президентом. Тогда "люди в форме" почувствовали, что пришло их время. Пошел каток уголовных дел. Казалось - все. Но нет, страна ожила.
Мои ощущения - следующие президентские и парламентские выборы изменят Украину кардинально. Общество о себе заявило, оно не имеет страха. То, что на голову упало 20 лет тому назад, мы не ценили. Только сейчас становимся страной. Создаем новые правила игры. Ни одна нация в Европе не может себе такого позволить. Мы можем изменить всю Европу.
Олег Рыбачук родился в городе Погребище в Винницкой области. По образованию - переводчик и экономист. Шесть лет работал инспектором на Киевской таможне. Позже - в Индии переводчиком, в Греции руководил банком. Возглавлял департамент международных связей в Нацбанке.
В 2002 году его избрали народным депутатом от блока Виктора Ющенко "Наша Украина". Был вице-премьером по евроинтеграции в первом правительстве Юлии Тимошенко, главой Секретариата Президента. После увольнения создал общественную организацию "Центр UA" и вошел в наблюдательный совет предприятия "АрселорМиттал Кривой Рог".
Женат во второй раз - на пианистке Инне. Воспитали двоих детей. Сын Станислав учится на четвертом курсе экономического университета им. Вадима Гетьмана. Дочка Анна с мужем живет в Казахстане. От первого брака у Рыбачука две дочери, сын и трое внуков.
В позапрошлом году сдал на права и купил белый внедорожник "Тойота". До тех пор ездил на маршрутке и метро. 
По материалам Gazeta.ua