«При погружении на глубину начинаешь понимать, что все оставшиеся на берегу проблемы становятся мелкими, ничтожными и несущественными в сравнении с красотой, величием и спокойной мудростью природы».

О личном

- Сергей Васильевич, расскажите о своей семье.

- Моя семья – это мой лучший проект в жизни. С женой Натальей мы познакомились еще, будучи студентами, и вот уже более 30 лет вместе. Она юрист, экономист. Мы вместе обсуждаем любые темы, совместно принимаем решения. У нас есть взрослая дочь Татьяна. В свое время она выбрала для себя юридическую карьеру. Сегодня Татьяна грамотный специалист, адвокат, доцент кафедры. Она ведет курс по частному международному праву. Как отец я горжусь своей дочерью. Самый маленький и любимый член семьи – мой внук и Танин сын Сережа. Несмотря на то, что у них с мамой есть свое жилье, мы постоянно находимся вместе.

- Как вы представляете будущее внука?

- Прежде всего, я хотел бы видеть его здоровым и счастливым человеком. Если говорить о выборе профессии, то считаю, что как и все в нашей семье, он будет юристом.

- А как к четырехлапым членам семьи относитесь? Животинку какую держите?

- У нас жил кот по кличке Том. Такой вальяжный и роскошный парень. У него была свободолюбивая натура и крутой нрав. Только мне, и то, в качестве одолжения, он позволял брать себя на руки. К сожалению, когда мы были на даче, Том потерялся. Теперь у нас живет кот по имени Семен.

Еще я увлекаюсь голубями. Однажды мне подарили пару голубей очень редкой породы – американский и индийский павлины. Это на самом деле голуби в образе павлинов. Распуская свои огромные хвостовые оперения, они важно ходят по территории и контролируют все вокруг. Кроме павлинов держу еще и вертунов. С внуком мы соорудили для них голубятню и не на шутку увлеклись этим делом.



- А как же подводное плавание? Где ныряете?

- О, дайвинг – это святое! Таких красот и величия природы, как в подводном мире, не увидишь нигде. Ныряю везде, где только бываю, где представится возможность. Не так давно погружался в Антарктиде. Мест, где еще хочется понырять, гораздо больше, чем мест, в которых побывал.

- Как относится внук к вашему увлечению?

- Я с уверенностью могу заявить, что дайвинг – это увлечение для нас двоих с внуком. Где бы мы с ним не бывали, под воду погружаемся вместе. В 9 лет Сережа уже заслужил соответствующий сертификат.

- Кому из политиков смогли бы довериться при погружении?

- Другими словами, с кем бы пошел в разведку, так?

Кто-то из деятелей сказал: «В политике не бывает постоянных друзей или постоянных врагов. Есть только постоянные интересы». Отчасти это так. В политике, как и в обществе в целом, очень разные люди, поведение которых определяется ситуацией. Ведь если ты «на коне», вокруг неизвестно откуда появляются толпы «верных друзей». Но только беда и несчастье определяют круг настоящих и преданных друзей. Они, к счастью, у меня есть, но никакого отношения к политике не имеют. Вот с ними я и в разведку пошел бы, и на дно морское нырнул.

- Как празднуете свои дни рождения?

- По-разному. Пышных застолий не люблю. Только на 50-летний юбилей пришлось собрать много гостей. А вообще, день рождения отмечаю несколько раз: в академии, парламенте и, конечно же, в кругу самый родных и близких людей. Это сейчас, а раньше, при жизни мамы, всегда свой день рождения отмечал в родительском доме, в селе Крыжановка Одесской области.

- Вы коренной одессит. Когда открываете плавательный сезон в море?

- Когда вода прогревается до 10-12 градусов. Без фанатизма, но минут 5 могу поплескаться.

О политике



- События 2004 года изменили ваше мировоззрение? Или хотели бы вы что-то изменить в своих решениях или действиях?

- Я стараюсь не сожалеть о содеянном. В 2004 году я дал согласие занять пост главы Центральной избирательной комиссии. Это решение далось мне непросто. Я долго размышлял. Но это не совсем мое. Это ведь не преподавательская деятельность, любимая мною, и не юриспруденция, и даже не политика. Но я действовал исключительно в рамках закона, а решения ЦИК принимались коллегиально, всеми членами Центризбиркома. Это не были решения, принятые под давлением Сергея Кивалова.

- Как прошел ваш первый депутатский день?

- В 1998 году я получил свой первый депутатский мандат. Находясь тогда в оппозиции к местным органам власти, я на себе испытал всю жесткость давления административной машины. Было не до ликований. По-настоящему был рад, когда победил на выборах и стал народным депутатом Украины.

- Во времена «оранжистов» у вас было несколько обидных прозвищ. А как вас называли в детстве, в юности?

- Должен внести ясность. Времена «оранжевой революции» не отличались толерантностью и интеллигентностью, и множество прозвищ, навешанных мне, были придуманы не народом. Их авторами являются политтехнологи и пиарщики, состоящие в услужении у оранжистов. Это специально обученные люди, проводившие оранжевую кампанию. Придумывать обидные прозвища, направленные на действующие лица, состоящие в оппозиции, это тоже их работа, одна из технологий черного пиара. Эти прозвища, профессионально запущенные в оборот, своей целью определяли усиление негативного отношения к тому или иному лицу. А в детстве и юности друзья называли меня «учитель». Да и сегодня для друзей сохранилось это прозвище. Помню, в юности, и даже в самом раннем детстве, я много читал, а затем пересказывал друзьям прочитанное. Мы вместе со сверстниками находили ответы в книжках на многие интересующие нас вопросы. Вот поэтому, возможно, меня и прозвали учителем.

- На ваш взгляд, политика – это шахматная партия или бои без правил?

- Как я уже говорил, в политике люди разные. Все зависит от конкретного человека. Не следует считать, что в политике все беспринципные сребролюбцы и жестокие карьеристы. Депутаты избраны народом Украины и поставлены народом для проведения его воли. Я не могу себе позволить разделять людей на политиков и всех остальных. Все мы граждане одной страны. У нас один менталитет, мы обучались в одних и тех же школах и ВУЗах, воспитывались на одних и тех же принципах. И даже читали одну и ту же литературу. Так что по менталитету люди в большей или в меньшей степени одинаковы. Политики – не исключение, вот только они обладают возможностью шире и в полной мере раскрыться как личность. И эта возможность выявляет настоящую суть не только политика, но и человека. Власть и деньги – тяжелое испытание, и далеко не каждому по плечу.

О человечном



- Говорят, вы построили храм в юракадемии. И еще: вы почетный президент академии. Как вы влияете на формирование политики этого ВУЗа?

- Я, прежде всего, народный депутат. Мои функции почетного президента ограничиваются определением этой должности. Так что, на политику академии я влияния не оказываю. Хотя, наведываюсь регулярно. А церковь Святой мученицы Татьяны, покровительницы студентов, мы строили на пожертвования преподавателей, студентов, одесситов, что называется, всем миром. Надеюсь, что этот храм станет духовным центром украинского студенчества. Я счастлив от того, что идея строительства этого храма принадлежит мне.

- В жизни вам довелось занимать весьма высокие посты. Какова формула успеха от Сергея Кивалова?

- Для меня успех равнозначен понятиям работоспособность и компетентность. Я всегда много работал и считаю, что компетентность приходит как результат труда. И немного везения.

- Сейчас каждый ВУЗ готовит юристов. Количество специалистов уже превышает возможность их трудоустройства. Как быть?

- На рынке юруслуг, действительно, большая перенасыщенность специалистами. Но в высокопрофессиональных юристах всегда недостаток. А значит, лучшие всегда имеют шанс. Правда, шанс есть всегда, нужно только его обнаружить и не упустить возможность. Могу сказать, что выпускники Одесской национальной юракадемии всегда востребованы. Кроме того, со многими заинтересованными ведомствами академией заключены договоры о направлении выпускников-специалистов. Это прокуратура, СБУ, МВД и т.д. Таким образом, молодой человек, поступив в академию, уже знает, где он будет трудоустроен по ее окончании.

- Чего пожелаете себе?

- Мирного неба, добрых улыбок, стабильности в державе и… правнуков.