Любимая певица нескольких поколений Тамара Гвердцители рассказала о детском дебюте в Крыму, открыла секрет неиссякаемой энергии и единственной вредной привычки, от которой никак не может избавиться.
Тамара Гвердцители – представительница древнего грузинского дворянского рода. Существует легенда о том, что один из предков этого рода был ранен в бою, за это его и стали называть Гвердцители, что значит "красный бок". Прабабушка Тамары – грузинская княгиня, получила образование в Париже и Петербурге. Благодаря маме – учительнице русского языка и литературы, кстати, уроженке Одессы Инне Владимировне Кофман, она рано начала учиться музыке...
– Тамара, правда, какие ассоциации у вас возникают, когда звучит слово Крым?
– Красота, музыка. Вспоминается детство, пионерский лагерь. На полуострове всегда было очень хорошо: замечательные люди, прекрасная атмосфера. Своим восточным колоритом он напоминает мне родную Грузию. Эти два удивительных места объединяет красота.
– А какие детские впечатления о полуострове храните в памяти?
– Мы приезжали в Крым отдыхать с мамой и папой, а потом я оказалась в Международном пионерском лагере "Артек". Как известно, туда попадали только очень хорошие, талантливые дети. Вообще, Крым, Ялта, "Артек" – это одни из самых потрясающих воспоминаний о детстве для меня.
– На ваш взгляд, Крым сильно изменился с тех пор?
– Он стал еще красивее. И главное – он сохраняет свою историческую сущность, старинные здания, потрясающий восточный колорит... Это красота на веки вечные. И конечно, все решают люди. Из-за их гостеприимства, особого крымского радушия хочется сюда приезжать.
– Когда вы у нас выступили в первый раз?
– Это как раз было в детстве, когда я была солисткой детского эстрадного ансамбля "Мзиури". Вместе с этим ансамблем я объездила с гастролями весь бывший Советский Союз. Мы стали очень известны. В "Артеке" несколько лагерей. И мы выступали в каждом из них. Наши ровесники очень хотели нас слушать, нас постоянно приглашали. Там же, в "Артеке", о нас сняли фильм.
– Оглядываясь назад, в юность, что бы вы сейчас посоветовали молодым, которые хотят найти свой путь в этой жизни?
– Должна быть цель в жизни и они должны ее добиваться. При этом жизнь должна быть красивой, вдохновенной... Молодые люди должны любить и быть любимыми. И обязательно здоровыми.
– Что, по-вашему, вредит здоровью? Как вы относитесь к курению, например?
– Это исключено. Я певица, и мне нужно беречь голос, впрочем, я никогда не курила, поэтому и не страдаю от этого. Но меня беспокоит, конечно, когда курят в моем присутствии. Я не очень хорошо переношу дым.
– У вас напряженный график работы – гастроли, съемки в фильмах, создание моноспектаклей, участие в телевизионных проектах, что для вас является допингом? Что помогает взбодриться, придает сил?
– Я бесконечно пью кофе. Мама говорит, что надо сократить его употребление, но меня это очень бодрит.
– Грузия – винодельческая держава, есть ли у вас семейные винные традиции?
– Мы можем позволить себе выпить бокал вина за обедом – так принято в Грузии. У нас в семье любят красное вино. Мое любимое – это "Хванчкара", только в Грузии кухня соответствует этому вину. Это очень важно.
– Кто-нибудь из родственников занимается виноделием?
– Нет, покупаем в магазине, но места знаем надежные (смеется).
– У вас взрослый сын Сандро, ему любите давать советы?
– Да, но он не воспринимает это как советы. Стараюсь преподносить полезную ин­формацию плавно, деликатно, очень тактично в той или иной ситуации.
– Чем он вас удивил в последнее время?
– Он очень хороший и нециничный молодой человек, самостоятельный, учится в Лондоне (в University of the Arts London. Факультет Mass Media and Culture. – Авт.). Хороший парень, но как все мальчики – очень горячий. Его возмущает все, что, в общем-то, должно тревожить любого человека, что он считает несправедливым, неправильным. Но на других смотришь молодых – им хоть трава не расти. А этот на все горячо реагирует. И у него такая тонкая душа! Он очень неравнодушный человек. В нем очень много хороших качеств. Для меня чрезвычайно важны встречи с сыном. Когда он был маленьким, я его годовалого возила с собой, а сейчас он взрослый, может, поехать сам куда угодно, но старается чаще приезжать к нам.
– Он слушает ваши песни?
– Да, еще с тех пор, с самого начала моего творческого пути. И он слушает их с удовольствием, просит, чтобы я их как-то восстановила. Ремейк сделала, как-то по-другому прочла, чтобы они опять существовали в моем репертуаре. Так что он переслушал, наверное, сто пятьдесят моих песен.
– А вы не из тех мам, которые твердят: "Ну когда уже у меня будут внуки, когда ты приведешь домой девушку?"
– Нет, он ждет, когда у него будет настоящий человек. И пока молчит. Пока мы не знаем имя этого человека. Но я никогда не проявляю такого жуткого интереса, стараюсь деликатно к этому вопросу подходить.
– Комфортные условия во время гастролей и концертов для вас имеют большое значение?
– Принимающая сторона не должна нарушать договор, это четко, потому что уговор дороже денег, как говорится в русской пословице. Но тем не менее у меня обычно не возникает особых претензий, потому что самое главное для меня – это, конечно, зритель, это зал, энергия и те песни, которые должны прозвучать. Бытовые вопросы решают директора, администраторы.
– Вам удается полноценно отдыхать?
– Если б я умела отдыхать – я бы сказала. В себе невозможно усмирить этот огонь и стремление к поиску, свету. Для меня нормальна такая жизнь: сегодня –Тбилиси, завтра – Москва, а потом Израиль, Рига, Таллин и, конечно же, Крым.
Поющая вечная странница
Имя: Тамара Гвердцители
Родилась: 18.01.1962 в Тбилиси (Грузия)
Карьера: Народная артистка России (2004)
После школы поступила в Тбилисскую консерваторию. В 19 лет победила на международном конкурсе "Красная гвоздика" в Сочи. В 1988-м удостоилась "Золотого Орфея" в Болгарии, была гостем фестивалей в Сопоте и Сан-Ремо. В 91-м году заключила контракт с Мишелем Леграном, и состоялся ее первый концерт в парижской "Олимпии".
Первый муж Тамары, телережиссер Георгий Кахабришвили, был старше певицы на 15 лет. Во время гастролей в Израиле она познакомилась со своим вторым супругом – Сергеем Амбатьело, кардиохирургом. Когда певица серьезно заболела, он буквально поставил ее на ноги. Но после нескольких лет счастливой жизни Тамара опять предпочла свободу.
Она поет на восьми языках, ее можно назвать "человеком мира", но она себя называет "вечной странницей". Сегодня Тамара Михайловна живет в московской квартире со своей мамой. Ее сыну Александру уже 26 лет, он живет и учится в Лондоне.
По материалам Сегодня