Известный режиссер ("Дневной дозор") привез в Киеве свой фильм "Джентльмены, удачи!" и рассказал, как делал кино с молчуном Бартоном, почему картины с Безруковым и Хабенским проваливаются в прокате и о третьих "Елках".
- Тимур Нуруахитович, вы знаете, что коллеги по цеху называют вас "монополистом Нового года": мол, захватили вы эту нишу, и под каждое 31 декабря снимаете картины на тему "Дед Мороз и чудеса под бой курантов".
- Да, я это слышал. И мне это очень странно. Действительно, снимать кино под новогодний праздник - это моя бизнес-стратегия. Взять первые две части "Елок", вторую "Иронию судьбы", "Черную молнию" и "Джентльмены, удачи!" Просто в это время люди охотнее идут в кинотеатры. Так почему бы мне не предложить им качественный и хороший фильм? Кино - как и любая другая сфера - это прежде всего бизнес. И вообще, что значит "захватил нишу"? Разве я кому-то запрещаю снимать кино на эту же тему? Нет. Так о какой монополии может идти речь?
- С интересом просматриваю ваш "Твиттер". И меня там зацепило сообщение, что вы собираетесь снимать фильм об эмигрантах.
- Это не будет полнометражная картина - скорее одна из новелл в грядущих "Елках" (фильм выйдет в декабре 2013-го. - ред.). Уже сейчас у меня собралась множество эмигрантских историй - в основном от наших бывших соотечественников из Союза, перебравшихся в США. Люди сами мне их присылают. И вы знаете, читая их электронные письма, я понял, что жизнь порою выкидывает такие коленца, которые нам, сценаристам, даже не снились. А сам "Твиттер" мне, кстати, напоминает СМС: написал сообщение, а отправить некому (смеется).
- А почему вы сами перестали снимать фильмы как режиссер, ограничиваясь ролью продюсера? Я имею в виду русские картины, ведь для Америки вы-то как раз снимаете...
- Как раз из-за Америки и не снимал. Я слишком много сил положил на "Президента Линкольна" (картина вышла в 2012-м и при бюджете в 69 млн долларов собрала 116 млн долларов - ред.). Все началось с того, что мы с Тимом Бартоном (режиссер "Алисы в Стране чудес" и продюсер "Президента". - ред.) купили права на книгу Сета Грэма-Смита. Мы сами наняли автора книги, чтобы он написал сценарий, вместе с ним занимались разработкой. На это ушло полгода - по голливудским меркам срок несерьезный. Потом в Москве разработали весь визуальный ряд. Дальше мы запустили подготовку - этот период занял около 4 месяцев. Еще примерно столько же снимали сам фильм. Затем - работа с компьютерной графикой. Это очень кропотливый труд, занимающий приличный кусок жизни. Но это вовсе не значит, что американский рынок мне интереснее русского. Нет. Более того, я уверен, что в ближайшее время я сниму какое-то сугубо русское кино.
- Тим Бартон - режиссер-легенда. У него целая армия фанатов...
- Я бесконечно благодарен анимационному фильму "Девять", который и свел нас вместе. Лично для меня Бартон – один из самых любимых и профессиональных режиссеров из ныне живущих.
- Правда, что он такой же странный, как и его фильмы?
- Я бы не сказал, что он странный. Тим - искренний, простой. Но при этом достаточно закрытый. По складу ума он мистик, считает, что чем больше говоришь, тем меньше понимаешь. Мне нравится его позиция - я и сам так считаю.
- С радостью узнал, что в ваших планах значится проект "Vita Nostra" (переводится как "Наша жизнь")...
- Все верно. Ваши украинские писатели Марина и Сергей Дьяченко написали сценарий по своему роману (книга входит в список 10 лучших фантастических романов постсоветской эпохи, который был составлен по результатам голосования экспертного совета, включавшего Бориса Стругацкого. - Авт.). Я прочел этот сценарий и впечатлился. Это же совершенно необыкновенная история. Пройти мимо нее я не смог! Там идет речь о девушке, которая обучается в очень странном университете. В том заведении из студентов готовят специалистов в некой мистической области знаний. Причем чем больших успехов достигает студент, тем более пугающие вещи с ним происходят (параллельно идет обыкновенная студенческая жизнь: дискотеки, пьянки, нежелательные беременности. - ред.). В фильме я снова исполню продюсерские функции. Кто сыграет главные роли - еще обсуждается. Как и то, примут ли в нем участие иностранные актеры. Не исключаю, что каких-то персонажей исполнят Сергей Безруков или Костя Хабенский.
- Кстати, а как вы считаете, что нынче происходит с этими некогда топовыми актерами? У Безрукова последние две картины ("Матч" и "Уланская баллада) с треском провалились в прокате. А у Хабенского фильм "Сказка. Есть" вообще в прокат не попал!
- Мне сложно сказать... может это с ними происходит, потому что они давно у меня не снимались (смеется). А вообще, как сказал сам Сережа: "Мода уходит, а потом снова приходит". В том числе и на актеров. Лично я этих замечательных артистов приглашал в свое кино и буду приглашать. Они дисциплинированны и профессиональны.
- А что происходит с сиквелом "Особо опасного"?
- Я по прежнему не отказался от этого проекта. В данный момент пишется сценарий. Все предыдущие версии меня не устраивали. Что касается героини Анджелины Джоли, то она, боюсь, уже не вернется. Как говорится: "Умерла так умерла".
- Меня вот что удивляет: вы начинали с рекламных роликов для одного российского банка. Ролики снимались на историческую тему. Потом у вас был полнометражный исторический фильм "Арена" - о гладиаторшах. После чего вы вдруг ушли в современные "Дозоры" и "Елки". Неужели больше к старине не тянет?
- Вы правы - тянет. Еще как! Долгое время я думал снять с казахскими киношниками масштабный эпик "Золотой воин". Но пока дело не выгорело. Потому я хотя бы поместил доспехи воина в "Джентльменов" (этот раритет крадут главные герои-уголовники. - ред.). Также меня очень привлекает история Китая. Там есть где развернуться и о чем поведать. Все эти династии, схватки... Может получиться мощное кино.
ИЗ АРТИЛЛЕРИИ - В РЕКЛАМУ И КИНО
Имя: Тимур Бекмамбетов Родился: 25.06.1961 в Гурьеве (Казахстан) Карьера: Режиссер, продюсер
Служил в армии под Ашхабадом в артиллерийских войсках. После службы в 1982 году переехал в Ташкент, где работал художником театра "Ильхом" и на киностудии "Узбекфильм". Тогда же познакомился с Виктором Вержбицким, который впоследствии стал его постоянным актером, снявшись практически во всех его фильмах. С 1992 по 1997 годы снял 20 рекламных роликов "Всемирной истории" от банка "Империал", ставших классикой российской рекламы. Самые известные работы в кино: "Ночной дозор" (2004), "Дневной дозор" (2005), "Ирония судьбы. Продолжение" (2007), "Особо опасен" (2008), "Елки" (2010). Женат. Есть взрослая дочь - Жанна.
По материалам Сегодня