В селе Быстрый Исток Алтайского края 5 апреля похоронили любимого миллионами актера Валерия Золотухина.
Летом 2012 года, за пару дней до 71-летия Валерия Сергеевича, корреспондент газеты "Комсомольская правда в Украине" Елена Юрченко провела целый день в компании легендарного артиста на съемках сериала "Ефросинья" под Киевом. Валерий Сергеевич покорил простотой и непосредственностью. После съемок даже попросил сфотографировать его на память с киевскими друзьями простенькой мыльницей. "Не надо мне присылать профессиональные снимки - я с Интернетом не дружу. И телевизор не смотрю, и газет не читаю! Лучше приходи провожать меня на поезд вечером, в 21:00, поезд Киев - Москва. И гонорар за интервью не забудь!"
Сказано - сделано. Я купила большой стакан черники и малины, львовские шоколадные конфеты ручной работы, ромашки и помчалась вечером на вокзал - выглядывать Бумбараша. "Лена, спасибо, что пришла! Идем, посидим на дорожку", - расплылся в улыбке Валерий Сергеевич, жестом приглашая в купе. Тогда мне и в голову не могло прийти, что душевная беседа, записанная в том жарком июне, станет последним большим интервью Золотухина в Киеве… "За 44 года написал 129 дневников" - Валерий Сергеевич, вы - частый гость в Украине. Уже третий год снимаетесь в роли деда в "Ефросинье". Сериальные страсти не измучили? - Так и есть, Лена! Раз в месяц я на четыре дня приезжаю в Украину, надеваю бороду и становлюсь Прохором Игнатьевичем. Меня уже с ним начали люди ассоциировать - еду в каком-то поезде донецком, а ко мне проводница: "Прохор Игнатьевич!" Я про себя думаю: "А кто это?" Потом понял, объясняю: "Матушка, а без бороды-то я Золотухин!" - Когда вы пару лет назад приезжали в Киев с гастролями, рассказывали, что заканчиваете 109-ю тетрадь личного дневника. А сейчас какой по счету томик записей ведете? - А посмотрим сейчас (достает из чемодана обычную тетрадку). 129-я уже! Пишу с 1969 года. Это у слабых духом такая есть привычка - вести дневник… Могу вам прочитать из записей последних дней: "18 июня 2012 года, понедельник. Помолился, сделал зарядку - кроме обычных упражнений 7 минут стоял на голове. Съемочный день вчера выдался легким. Обнаружил в дорожном чемодане том писем Тургенева, он пишет: "Мне 40 лет, а я еще ничего не сделал…" И я подумал - да это ведь про меня письма! И про всех современных литераторов, которые живут своим эгоизмом, себя изображая, себя жалея и свое дерьмо наружу выставляющие, - как пес, возвращающийся к своей блевотине. Не есть ли эта блевотина МОИ дневники? Да, она самая! Но есть и другой, скрытый смысл моего графоманства - оно играть помогает, оно сохраняет душу, оно и мозги в дисциплине содержит. Звонила Бэби (так Золотухин ласково называет свою гражданскую жену Ирину Линдт - ред.). У нее был прогон спектакля "Эвридика". Я ей пишу: "Как там?" - "Только закончили. У меня пока сыровато, но что-то уже получается, время еще есть - думаю, успею. Спокойной ночи, мой любимый!". Звонят по поводу театра и спонсорства - ищу 40 миллионов рублей на костюмы для этой постановки…" - В день вашего рождения, 21 июня, в Театре на Таганке - премьера спектакля "Король умирает", который режиссировал Кшиштоф Занусси (Золотухин сыграл в спектакле роль Короля – ред.) Эта пьеса повествует о страхе умирания. Были в вашей жизни периоды, когда вы особо остро чувствовали страх угасания чего либо - таланта, личных взаимоотношений? - Ну конечно. Зачем иначе играть такую страшную пьесу?.. Польский посол, который следил за моей игрой, сказал: "Вы играете так, что за вас страшно! Я думал, вам вправду плохо…" Мы остро чувствуем, когда теряем, а самой жизнью и тем, что нам дорого, - никогда особо не дорожим. И только на смертном одре человек может вспомнить, что он никогда не замечал, что "жареная морковь - это так прекрасно", - точь-в-точь, как мой Король. А тут еще и Марию играет Ирина Линдт, и это ведь тоже про нас, одна из фраз спектакля: "Мы одновременно открывали глаза по утрам и думали об одном и том же". Очень много моего, золотухинского, проглядывается в этом произведении Иожена Ионеско. Я прощаюсь со сцены со зрителем. Да, мне пора, и не качайте головой - это закон природы. Все мое окружение на сцене - гораздо моложе меня, и это логично, что я первым уйду. "Живу в режиме бесконечной суеты и покаяния" - Как проходит обычный ваш день, Валерий Сергеевич? - В режиме бесконечной суеты и покаяния. Один замечательный священник писал: "Что есть покаяние? Ежедневное выполнение своих обязанностей". Душа и тело человека обязаны трудиться - день и ночь! Вот я приехал в Нежеловичи на съемку, переоделся в Прохора. Это же счастье, что в 71 год у тебя есть работа. И как ты относишься к Прохору - так и к своей жизни относишься, и люди к тебе точно так же будут относиться. И скажут однажды напоследок, как у Бунина: "Он был хорошим моряком". По сумме моих дел люди скажут, как я жил. А может, скажут, как стоило бы жить - если бы не проморгал, не пропил, не променял бы часть таланта на каждодневную юбку. Талант можно пропить, люди! Режиссер Георгий Товстоногов относился к этому понятию еще строже: "Талант - продукт скоропортящийся, и его нужно подтверждать каждый день"! КАЖДЫЙ! Поэтому я советую молодым актерам в театре - делайте карьеру со студенческой скамьи. Как говорил Покровский, каждый день надо думать о карьере. А еще я стараюсь избегать самоедства - это ведет к недоверию к самому себе… Мне хотелось бы жить в режиме человека доброго. Милосердного. Отзывчивого. - Разве не таким вас видят окружающие? - Редко кто говорит мне, какой я. Высоцкий писал в своей анкете на вопрос "Кто твой лучший друг?" - "Золотухин", и отличительные черты указал: "Мудрость, ненавязчивость". Я понимаю сейчас, будучи в ранге руководителя театра - всем мил не буду. Но я не собирался никогда руководить и не собираюсь директором Театра на Таганке в дальнейшем оставаться. Хотя я вам это говорю, искренне надеясь, что меня не услышат коллеги… "Из троих сыновей я ни одного не воспитывал" - Для съемок в полнометражных фильмах время находите? - В 2013 году должен выйти в прокате фильм "Крапленый", в котором я сыграл главную роль - старого уголовника Гаврилыча. Мой персонаж - высококвалифицированный вор-карманник, за плечами - несколько ходок, пару лет отсидки… Чтобы выглядеть в кадре спецом, пришлось учиться постоянно следить за своими руками - щипачи постоянно развивают моторику пальцев - четки в руках вертят, коробок спичек… Подушечки пальцев должны быть максимально чувствительны. Мне показывали, как надо себя вести. А так - я нашел для себя много симпатичного в этом ворюге. Как и в своем вампире из "Ночного дозора", который на самом-то деле - просто несчастное существо, которое хочет оградить сына от собственных пороков… А вампир, как и вор, - это просто жанр. - Если гражданский брак можно счесть браком - вы трижды женатый человек. Вот почему, Валерий Сергеевич, актеры в большинстве своем столь непостоянны в своей любви, в выборе спутниц? - Послушайте, не только актеры - все абсолютно люди ТАК живут! Просто наш каждый шаг у вас на виду… Когда у меня Ванька родился от Иры, а я в браке с Тамарой по-прежнему состоял и разводиться не думал, - знаете, сколько признаний "поперло" у народа! Мужики простые ко мне на улице подходили, жали руку и говорили: "Как здорово ты сделал, что не стал прятаться. Молодец, не побоялся! И я своей признался…" Но это палка о двух концах - мне двоеженства сам Бог велел бояться - и сын священник, и сам я воцерковленный человек. И вроде бы такой подход к делам семейным - страшное нарушение законов брака, но я каждый день прошу бога, чтобы он меня простил. Думаю, буду прощен - время обеим своим женщинам одинаково уделяю. А из троих сыновей (старший сын Валерия Золотухина - Денис от Нины Шацкой, средний - Сергей от Тамары, наложивший на себя руки в 2007 году, и младший сын Иван от Ирины Линдт - ред.) я ни одного не воспитывал. - И Ванюшу не воспитываете?! - Я только наблюдаю, как Ванька растет. Наверное, от отца передалось - он у меня был председателем колхоза: уходил - мы еще спали, приходил - мы уже спали… Ванька мне часто письма на доске большой пишет. Однажды я пришел домой навеселе, он это просек и смеялся надо мной. А потом замечание сделал в письменном виде, на доске. Я там же ему ответил: "Ваня, я вино больше пить не буду!" Он запомнил (а память у него феноменальная!) - и как только видит, что начинаю выпивать на каких-то мероприятиях, кричит на весь зал, так что все слышат: "Папа-а-а!!! Не пе-е-ей!" В общем, в запой сын не даст отцу уйти. Еще Ванька любит наблюдать, как я записи делаю. Придет ко мне утром, смотрит, смотрит, а потом говорит, задумчиво так: "Папа, ты что, за всю Россию пишешь?" (Хохочет.)
"Любовь проходит, а ревность остается" - Мать Ванюши - ваша супруга только на театральных подмостках (играет Марию, жену Беранже Первого-Золотухина - ред.). Ирония судьбы? - Ирония судьбы это то, что Ирина в свое время в ресторане пела, а я у нее охранником был… Знаете, у нас с Ириной перстни есть одинаковые. Ира написала однажды стих, которым все сказано: "В этой жизни случайной не нашлось как на грех двух колец обручальных. Просто мы не из тех"… Не понимаю я этих условностей - "законная", "незаконная"… Это для вас, женщин, это так важно. Вот собрались мы однажды на Новый год у бывшей жены Нинки Шацкой с моей второй женой Тамарой, выпили. Я говорю женщинам: "Надо Ирку позвать!" Шацкая вспыхнула: "Изволь! Здесь только ЗАКОННЫЕ!" (Смеется.) А я про себя думаю: "Э-э-э, да тут еще неизвестно, КТО законнее!" Любовь проходит, а ревность остается. Конечно, брак еще в том плане имеет значение, что наследство им после моей смерти придется делить, по судам будут друг друга таскать… - Да рано вам еще об этом думать! - Перестань, Лена, не рано. С иронией надо к смерти относиться - люди себе раньше гроб готовили, который на чердаке десятилетиями стоял. А при жизни надо успеть все распоряжения оставить - вы видите, что сейчас семейство Пороховщиковых творит после смерти Сашиной… Чтобы не было так, как в спектакле, где королева говорит моему герою: "Ты не готовился к смерти, мудила!" Я еще не оформил завещание официально, но я его написал. Я еще, когда патриарху Первому писал, собирая деньги на строительство церкви в деревне на Алтае, решил для себя: буду похоронен в родном селе и хочу, чтобы мои кости слышали звон колоколов этой церквушки. Недавно я ездил в родные края, пил молоко от коровы, которую мне на 70-летие в прошлом году подарили, а меня односельчане спрашивают: "Сергеич, здесь будешь лежать?" - "Да!" А они: "Так мы давайте камень закажем, гранит". Я рот открыл от удивления: "Вы чё, склеп мне собираетесь сделать? Как у Лермонтова: "Чтоб наводнение не потревожило мой прах" (смеется). Мне покойный сын Сергей говорил: "Пап, ну что ты дурью маешься - кто будет ездить к тебе на могилу на Алтай?" А я говорю - ну, вы не будете ездить, так внуки поедут, туристы какие-никакие. На смертном одре нужно быть мужественным, не сваливая на мир вину за то, что ты был, а теперь уходишь.