«Серьезное загрязнение Десны более чем вероятно, – говорит начальник «Черниговводоканала» Александр Шкинь. – Средний срок службы таких железобетонных труб – 20 лет. Тут они эксплуатируются с 1969 года, и прорываются все чаще»

 

 

По словам Шкиня, «Черниговводоканал» обращался за помощью, куда только можно. В прошлом году даже была реакция: поручение за подписью тогдашнего премьера Виктора Януковича. Власти обещали Шкиню разобраться с ситуацией и выделить деньги на ремонт коллектора, но дальше обещаний дело не пошло. Чтобы отремонтировать хотя бы одну из двух ниток коллектора, нужно 20 млн грн, а местный бюджет столько найти не может – максимум 250 тыс. грн на устранение последствий аварии, утверждает начальник «Черниговводоканала».

 

 

Напомним, год назад в СМИ сообщалось, как на Десне, в окрестностях поселка Зазимье, прямо на заливных лугах незаконно возводятся коттеджи бизнесменов, что вызвало протест не только местных садоводов, но и многочисленных экологических организаций – однако все властные инстанции отмалчивались. Застройка продолжается до сих пор, несмотря на то, что русло быстроводной Десны «гуляет»: за год может сдвинуться в любую сторону на десяток метров.

 

 

По имеющейся информации, дачи расположены как раз в водоохранной зоне, строительство в которой категорически запрещено. Первое серьезное наводнение – и река, размывающая берег, зальет их выгребные ямы, ведь канализация там не предусмотрена. Из-за последних двух теплых зим весеннего половодья не случилось – но когда-нибудь оно непременно произойдет, и все содержимое тех ям окажется в Десне: до деснянского водозабора оттуда – считанные километры.

 

 

«У каждой реки есть потенциал самоочищения, – говорит директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. – Это камыши, ивы, рогоза по берегам и несколько метров песка, который естественным образом отфильтровывает вредные вещества, стекающие в воду. Ширина этой полосы должна быть в пределах 10–20 метров».

 

 

«Когда дачи строят прямо на берегах, реки превращаются в обычный коллектор. Дрянь, которая раньше оседала в прибрежной зоне, теперь беспрепятственно попадает в реку. К тому же и на самих этих дачах многое несет угрозу экологии – например, там автомобили моют», - отмечает Борейко.

 

 

«Пока на качество воды в Киеве жаловаться не стоит, – считает Борейко. – По сравнению с Донецком, Харьковом, Запорожьем, у нас она неплохая. Но если, не дай Бог, в реку попадут какие-то вредные вещества – быть беде. У меня нет доверия к нашим природоохранным и санитарным службам. Конечно, они ежедневно должны брать пробы воды, но при нерасторопности чиновников, вероятнее всего, последствия обнаружатся, только когда начнут заболевать люди. А катастрофу будут до последнего замалчивать».

 

 

Главный инженер департамента эксплуатации водопроводного хозяйства АК «Киевводоканала» Владимир Костюк также знает о создавшейся ситуации: «От «Черниговводоканала» мы знаем, что у них был прорыв коллектора, но выброса в Десну не было. В случае подобных аварий мы высылаем специальную лабораторию на место, берем пробы воды от Чернигова до Киева. Зная очистные сооружения в Чернигове, то, что вода оттуда до нас течет 5–6 суток, и способность речной воды к самоочищению – могу сказать, что до нас практически ничего не дотекло бы. Сейчас мы замеряем показатели воды четыре раза вместо одного. Если мы видим, что чистота воды снижается, например, из-за паводков, то увеличиваем количество химикатов, которыми ее очищаем. Теоретически, если в Деснянский водозабор попало, например, отравляющее вещество, то его можно отсечь и пользоваться водой из Днепровского водозабора. Но практически этого никогда не делали, и распределительная сеть не дотянется в некоторые районы Левого берега. Деснянский водозабор – это почти 60% питьевой киевской воды, альтернативы ему в столице нет».

 

 

«В сточных водах могут быть возбудители сальмонеллеза, дизентерии, холеры, брюшного тифа, кишечная палочка, - комментирует создавшуюся ситуацию Татьяна Стриколенко, доктор медицинских наук, - Увеличив дозы реагентов, которыми очищают воду, и дольше отстаивая ее в резервуарах, можно полностью устранить эти опасности. Вкус и запах воды, конечно, ухудшатся... Но есть еще синегнойная палочка, устойчивая к хлору и практически ко всем дезинфектантам. Попадая на поврежденную кожу, она вызывает гнойные заболевания».

 

 

Напомним, в соседней России, при аналогичной ситуации, особняки, расположенные на берегах водохранилищ, пригрозили снести бульдозерами, а некоторые даже показательно снесли – в том числе и тот, что принадлежал Алле Пугачевой.