Вначале реликвию, появившуюся по меньшей мере в XVIII веке, приняли за тюрьму, однако позже руководитель Подольской археологической экспедиции при НАНУ Михаил Сагайдак решил, что это часть старого киевского водопровода, которым прекратили пользоваться примерно в XVIII веке.


Как рассказал научный сотрудник Центра археологии Киева Всеволод Ивакин, они наткнулись на странный сруб, сужающийся к верху, и никто не мог определить, что это, поскольку раньше ничего подобного не видели. "Находка уникальна, — объясняет Ивакин. — Обычно, если мы что-то находим, то кто-то из специалистов уже может определить, что это, поскольку существуют аналоги. А тут их нет! Это водная цистерна, в которой так плотно подогнаны и скреплены бревнышки, что тут накапливалась вода, а потом по трубам подавалась в дома". Что-то похожее находили во Львове, теперь нужно сравнивать. Находка разобрана и ждет сборки в Центре археологии на улице Сковороды. Рядом возле школы на той же улице хотят обустроить музей археологии города, но пока на это нет ни денег, ни разрешений.


Директор Института археологии НАНУ академик Петр Толочко подтвердил "Сегодня", что в Киеве в XVIII веке существовал водопровод, но археологи пока на него не натыкались. И подольский сруб — большая удача. Подобные сооружения могут быть под домами на Подоле, но доступа к ним нет — разрушать здания для раскопок, естественно, никто не позволит. Кроме этого, находка выжила и после пожара 1811 года, который уничтожил практически все деревянные постройки Подола, а с ними и страницу в истории города. После этого район полностью перестроили, практически не оставив следов пока на него века.


Откопали находку не без скандала. В конце прошлого года здесь рыли котлован под офисный центр, но строители начали работы раньше археологов. Конфликт уладили, но часть древнерусского кладбища, которое было тут до водопровода, уже было невозможно восстановить. Как оказалось, строители — бич для археологов не только нашего времени. "Когда устанавливали этот же сруб, тогдашние "водопроводчики" "вкопали" его в древнерусский погост XI—XII веков".