Среди детей, которые пребывают в интернатных учреждениях Украины, а это 117 000 детей, всего 14% детей- сирот, остальные - это «родительские дети».

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA

заявила эксперт Института общественно-экономических исследований и глава общественной организации «Родына» Лариса Самсонова.

«В Украине по данным на начало 2014 года насчитывалось 167 тысяч детей-инвалидов, это составляет 2% от всего детского населения страны. Война, аннексия Крыма внесла в эти цифры свои коррективы и последние не до конца точные данные свидетельствуют, что речь идет об около 151 тысяче детей. Среди причин инвалидности около 50%, по данным ВОЗ, преобладают заболевания нервной системы, а вот по зрению - около 2% детей-инвалидов. Говорить о том, что в стране ведется точная статистика и учет пока сложно. Последние несколько лет Министерство социальной защиты работает над созданием и усовершенствованием единой информационной системы учета, в том числе и для детей с инвалидностью. Пока что эта система не очень гибкая, в ней,например, невозможно разделить детей по гендерным признакам. Да и нозологии очерчивают только часть проблематики, хотелось бы более четкого определения потребностей и учета детей», - сказала Л. Самсонова.

Глава общественной организации добавила, что последнее исследование ЮНИСЕФ показало, что в Украине функционирует 967 интернатных учреждений без учета Крыма и оккупированных территорий на Донбассе- среди них 31% специальных интернатов, 38% общеобразовательных, 13% санаторных, 5% для одаренных детей, 3% детских домов Министерства здравоохранения и 5% Министерства социальной защиты.

«Среди детей, которые там пребывают, а это 117 000 детей, всего 14% детей- сирот, остальные - это «родительские дети». Это очень дорогая система, на ее обслуживание уходит 5,7 млрд. гривен. Ни одна из даже самых богатых стран мира не может себе ее позволить, только Россия и некоторые другие страны из постсоветского пространства, и то многие уже выкарабкались и строят другие системы. Мы же все время жалуемся на нехватку денег и ничего не делаем, чтобы изменить систему. В рамках работы национального превентивного механизма в качестве мониторинга я недавно посетила одну из общеобразовательных школ-интернатов Киевской области и предоставлю вам свежие данные: из 79 учащихся только 10 сироты, из 94 работников - 44 учителя. То есть на одного учителя - меньше, чем 2 ребенка. Интернат занимает 4000 м2 площади, свозят в него детей из всей Киевской области. Этот интернат предназначен для детей с задержкой психического развития. И хотя у всех у них есть направление ПМПК, даже на первый взгляд видно, что эти дети просто педагогически запущены. Что в основном они из неблагополучных семей и что для них должны быть другие формы воспитания. Интернат только усугубляет их проблемы, многие из них в дальнейшем просто составят угрозу для всего общества», - убеждена представитель Института общественно-экономических исследований.

По словам Л.Самсоновой, существует и еще так называемая «прокурорская статистика» - статистика правонарушений, согласно которой 40% выпускников интернатов в первые же годы попадают в тюрьму, еще 40% становятся бездомными, 10% кончают жизнь самоубийством и так далее.

«Не знаю, точна ли она сейчас в военное время. Вот то, что говорят данные волонтерских организаций о последствиях интернатного воспитания: только 16% выпускников интернатов имеют семьи, только 25 % выпускников постоянно трудоустроены, только 1% выпускников получает высшее образование, только 44% выпускников получают специальное техническое образование. 76% детей боятся выхода из интерната, 70% считают, что не смогут получить хорошее образование и профессию, о которой мечтают, 52% боятся, что им не будет где жить, 50% думают, что не смогут найти работу, 27% боятся попасть под плохое влияние, 26% боятся негативного отношения к себе, 19% боятся перехода к самостоятельной жизни, 18% вообще не знают и не представляют себе, как это –; жить самостоятельно. Но нет другой статистики о том, какое количество детей, которые выпустились из специальных школ-интернатов, трудоустроены, получили ли они профессию, смогли ли они адаптироваться к обычной жизни. Жить в среде таких, как они сами проще, а вот выжить среди «нормальных» трудновато», - сказала глава общественной организации.