О его отношениях с Ющенко, Тимошенко, Януковичем, Рейганом, а также о других интересных и малоизвестных фактах из жизни Чорновила рассказал его тогдашний пресс-секретарь Дмитрий Понамарчук.

 

Он родился в одном из сел Киевской (ныне Черкасской области) в семье сельских учителей. По образованию — журналист (работал в газете "Киевский комсомолец"). В 60 -х г.г. занялся диссидентской деятельностью (начал с того, что вместе с Василем Стусом и Иваном Дзюбой в кинотеатре "Украина" выступил против арестов антисоветски настроенной украинской интеллигенции), редактировал самиздатовский журнал "Український вісник".

 

За это несколько раз подвергался тюремному заключению (первый раз за книгу о "шестидесятниках" "Горе от ума"). В 1985 году вышел на свободу и вернулся в Украину. В 1989 году принимает участие в создании Народного Руха Украины за перестройку. На первых президентских выборах получил второе место после Леонида Кравчука. Три раза был депутатом Верховной Рады. Под его руководством на первых выборах по партийным спискам в парламент в 1998 году Рух занял второе место после КПУ. Тогда же происходит раскол НРУ, когда Юрий Костенко со своим сторонниками отстраняет его от руководства партией.

 

Правда, позже действия последних были признаны незаконными и Чорновил снова становится во главе Руха, а его противники создают новую партию (по мнению политолога Костя Бондаренко основная причина раскола — противоречия между Чорновилом, который активно поддерживал создание НАК "Нефтегаз Украины" во главе с "украиноязычным олигархом" Игорем Бакаем, и группой спонсоров Руха из числа частных газотрейдеров-конкурентов Бакая во главе с Олегом Ищенко ("Олгаз"), которые сделали ставку на Костенко). В разгар этих событий в марте 1999 года Чорновил попадает в аварию и погибает. Вячеслав Максимович был трижды женат. От первой и второй жены имеет по сыну — Андрея и Тараса.

 

Где-то в 1998 году у Вячеслава Максимовича состоялась встреча с Виктором Ющенко, которую можно было бы отнести к категории ознакомительных. Он хотел понять, что на самом деле представляет собой главный банкир страны, если с ним поговорить о политических перспективах. "Мы подъехали на машине к зданию Нацбанка. Я остался в машине, а он пошел навстречу, — вспоминает Дмитро Понамарчук. — Затем возвращается, садится в автомобиль, и мы уезжаем в офис. Долго он молчал. Тогда я осторожно так спрашиваю: "Ну, и как он?" В ответ Вячеслав Максимович коротко бросил: "Знаете, ни рыба, ни мясо".

 

В конце 1996 года на довыборах в Верховную Раду в одном из округов в Кировоградской области победила мало чем известная в политических кругах руководительница ЕЭСУ Юлия Тимошенко. Когда она пришла в парламент (тогда она считалась чуть ли ближайшей сподвижницей тогдашнего премьера Павла Лазаренко. — Авт.), то решила перезнакомиться с председателями всех фракций, в том числе и с Чорновилом. "Вячеслав Максимович позвонил Лазаренко и сообщил ему об этой просьбе, на что премьер отозвался о Юлии Владимировне как-то пренебрежительно. По итогу Чорновил велел передать новому депутату, что пусть, мол, она сначала научится украинскому языку, а потом и поговорить можно будет", — рассказал нам Понамарчук.

 

А с Януковичем он впервые встретился, когда тот был губернатором Донецкой области. Было это во время парламентской избирательной кампании 1998 года. Тогда в Тернополе забросали помидорами Петра Симоненко. Зная, что вскоре Чорновил должен будет ехать в Донецк, кое-кто из его оппонентов рассчитывал, что он отменит свой визит, испугавшись ответных действий.

 

Однако поездка на Донбасс отменена не была. И немалую роль в этом сыграл Янукович. "Я выехал заранее в Донецк, чтобы оценить обстановку на месте, — рассказывает Понамарчук. — В обладминистрации мне дали понять, что они хотят говорить с самим Вячеславом Максимовичем. Звоню, он соглашается, приезжает и встречается с Януковичем у того в кабинете. На столе оказались коньячок, лимончики, кофе-чай. "Понимаете, — говорил Вячеслав Максимович Виктору Федоровичу, — я-то тертый калач, мне не страшно, что в меня могут чем-то запустить, да вот с нами будет министр иностранных дел Геннадий Удовенко, к тому же, он президент сессии Генассамблеи ООН. Неудобно будет…» Янукович в ответ твердо пообещал, что никаких инцидентов не будет. Потом Чорновил мне говорит: «Что-то в Януковиче есть. Мне кажется, что он был там же, где и я когда-то (то есть, в местах лишения свободы — Авт.). Дмитро, не могли бы вы это проверить?» Скажу вам одно, тогда, в 1998 году, поездка руховской команда на Донбасс прошла без сучка, без задоринки".

 

Когда Чорновил встречался с Рональдом Рейганом, он, как сказал нам Понамарчук, подарил американскому экс-президенту… ухо. Дело в том, что после падения Берлинской стены Рейгану презентовали бетонный блок от этого символа холодной войны, который он поставил у себя в поместье. Чорновил решил, что борцу с империей зла и коммунизмом стоит подарить в свою очередь осколок советской системы. В ту пору во Львове снесли памятник Ленину и рабочие принесли Вячеславу Максимовичу отбитое у вождя пролетариата ухо... Оно и улетело за океан.

 

Когда Вячеслав Максимович ездил к баронессе Тэтчер, то тщательно подбирал гардероб и шутил, что хотя он и не сэр, зато смотреться должен не хуже. Но в Киеве один раз вышла осечка. На встрече с дипломатами в 1996 году он сидел за открытым столом. Штанины брюк приподнялись, а у него один носок черный, другой — синий. "Это было очень кстати, он как раз презентовал руховскую программу борьбы с бедностью", — смеется Понамарчук.

 

В 70—80-е годы Чорновил сидел в три этапа долгих 15 лет и не видел многих советских фильмов — «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!»... "Из-за этого он многое не мог понять в наших шутках. Например, на совещании кому-то собираются дать слово. Кто-то говорит: «А теперь Горбатый». Все смеются, а он не понимает — почему", — рассказывает Понамарчук.

 

Он жил со своей женой-красавицей поэтессой Атеной Пашко. Других женщин у него, после того как он вышел на свободу, не было. Однако, очень уважал молодежь. Пани Атена, по словам Понамарчука иногда ревновала, когда видела его по телевизору с симпатичными незнакомками…

 

Лидер Руха погиб во время автокатастрофы 25 марта 1999 года, когда он возвращался в Киев из Кировограда на своей машине, в которой вместе с ним находились его личный шофер Евгений Павлов и пресс-секретарь Дмитро Понамарчук. Его "Тойота" столкнулась с КАМАЗом. Следствие посчитало, что это было обычное ДТП и версию о покушении даже не рассматривало. Однако ни руководство Руха, ни близкие Чорновила с таким вердиктом не согласились, так как считали, что это было преднамеренное убийство.

 

Так Тарас Чорновил, сын Вячеслава Максимовича, как и его пресс-секретарь Дмитро Понамарчук считают, что к гибели лидера Руха могут быть причастны тогдашние высшие чины в МВД: генералы Ферре (он сейчас находится в коме) и Дагаев (он умер). Оба — приближенные к тогдашнему президенту Леониду Кучме люди.

 

Как утверждают сторонники этой версии, окружение президента опасалось, что Чорновил мог составить мощную конкуренцию Кучме и даже помешать ему выйти во второй тур, забрав голоса с Западной Украины (Кучма, естественно, свою причастность к убийству Чорновила отрицает). Дело по гибели политика было возобновлено в 2005 году и его расследование продолжается по сегодняшний день.

 

— Версия о вероятном покушении на жизнь государственного деятеля не снята, — заявил в эксклюзивном интервью заместитель Генпрокурора Николай Голомша. — Скажу больше — она очень активно нами отрабатывается. В определенной степени это объясняется и недавно полученными результатами экспертизы, проведенной польскими специалистами.

 

Изучив все материалы, они пришли к выводу, что КамАЗ, в который на полном ходу врезался автомобиль с Вячеславом Максимовичем, не двигался, а стоял, преграждая дорогу. Это заключение противоречит данным предыдущих экспертиз, которые проходили в Украине, поэтому сейчас следователи изучают аргументы в пользу обеих гипотез.

 

Кроме того, экс-майор Управления госохраны Николай Мельниченко сообщил об имеющихся у него важных записях с разговорами о Чорноволе. Николай заявил, что их содержание будет интересно многим. Мы не знаем пока, что именно на этих записях, но надеемся получить их, так как Мельниченко обещал передать нам.

 

Замгенпрокурора заверил, что без внимания не останется ни одна деталь, имеющая отношение к данному делу и способная пролить свет на истину в этой загадочной истории.