Такое неутешительное будущее известной памятке украинской истории рисуют руководители Национального заповедника. Если православная община, живущая в пределах монастыря, не прекратит активную застройку и разрушительную деятельность на территории комплекса, уникальный архитектурный ансамбль уже не будет таковым, если не обрушится вообще.


Специалисты Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника пришли к выводу, что из-за неконтролируемой хозяйственной деятельности обитателей монастыря уникальный историко-архитектурный ансамбль, именуемый Лаврой, сегодня уже утратил часть своих уникальных составляющих. Разрушение комплекса продолжается.


Так, в 2007 году только на территории Верхней Лавры, согласно выводам постоянной комиссии по вопросам технико-экологической безопасности КГГА, к категории аварийных пришлось зачислить 5 элементов комплекса. С Кивориями и колодезями св. Антония и св. Феодосия, а также с известными Вратами и ограждением, обрамляющими Лавру с Нижнего хода, работники заповедника уже «попрощались». В 205 году произошла масштабная авария на территории Нижней Лавры, а 26 ноября 2007 года вследствие строительно-монтажных работ был пробит склеп «Батыем убиенных».  

   
«Уникальные памятки на территории Нижней Лавры уже практически уничтожены. Сегодня застройщики, орудующие в монастыре, ставят под вопрос существование самих пещер. Нарушен микроклимат лабиринта. Из-за разрушения верхних слоев грунта поддерживающаяся на протяжении многих столетий устойчивой температура внутри пещер на уровне 14 градусов по Цельсию, сегодня колеблется в зависимости от температур окружающей среды от 15 до 28 градусов.

 

Фиксируются также колебания до сих пор неизменного показателя влажности внутри лабиринта. Мы теряем пещеры. Более того, мы теряем само содержимое подземного лабиринта, так как фиксируется разрушение «органики», - в интервью журналистам отметил генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Сергей Кролевец.

 

Другими словами, доселе «нетленные» мощи святых сегодня стоят перед угрозой разрушения, так как нарушен особый микроклимат среды, в которой они сохранялись на протяжении многих столетий. И этот факт, по предположению работников заповедника, должен был остановить если не самих застройщиков, то хотя бы заказчиков строительных работ. А таковыми, по крайней мере, согласно проектной документации, являются обитатели Лавры.

 

Дело в том, что, согласно официальной версии, монахи пожелали возвести на территории Лары «келии повышенной комфортности». Вместе с тем, при ближайшем знакомстве 15 тыс. кв. м. новостроек, явно не вписывающихся в ландшафт старинной монастырской обители, выглядят как солидный котеджный городок. Строительство ведется за средства Лавры, за «щедрые спонсорские пожертвования» и за… средства, перечисляемые Лавре государством на осуществление ремонтных и реставрационных работ заповедника.

 

По словам заместителя председателя Киевского научного общества им. П. Могилы Максима Стрихи, в период 2005-2007 года Лавре как заказчику строительно-монтажных работ из госказны было выделено около 25 млн. грн. Другими словами, Лавру уничтожают за государственные средства.

 

«Все эти перестройки, изменения, новое строительство, которое сегодня можно наблюдать на территории заповедника, очень негативно сказываются на состоянии архитектурного комплекса. Если в прошлом фиксировались единичные случаи разрушения памяток, то за последние 3 года график разрушений обрел четкую агрессивную прогрессию. При сохранении этой тенденции мы в ближайшие годы утратим Киево-Печерскую Лавру как единый комплекс памяток.

 

К слову, усугубляет ситуацию тот факт, что работникам Национального заповедника, охраняя государственную собственность и национальное наследие, приходится действовать практически вопреки воли того самого государства», - подчеркнул Максим Стриха.


Не докричавшись в беспокойстве за национальное наследие до горвластей, не сумев обратить внимание на угрозу уничтожения Лавры представителей контролирующих органов, работники заповедника надеются найти защиту у мировой общественности. Степень разрушений и их последствия сегодня исследуют специалисты Межведомственной независимой экспертной группы – представители Национальной комиссии Украины при ЮНЕСКО.

 

Если в ближайшее время не будут разработаны и внедрены Концепция развития заповедника и принципы сосуществования памяток с религиозными организациями в его пределах, руководителям заповедника придется за помощью обратиться в Межведомственный комитет ЮНЕСКО. Для Украины такой ход выльется как минимум международным скандалом. Но если подобные меры помогут остановить тотальное уничтожение историко-культурного наследия, может, они оправданы?