Александр Владимирович, почему коммунисты в лице Адама Мартынюка, фигурально говоря, хлопнули дверью и пригрозили выйти из рабочей группы по подготовке досрочных парламентских выборов?

Да? Я об этом не знаю, я же не член рабочей группы…

Но Вам известно о позиции Ваших однопартийцев, которые высказались против досрочных парламентских выборов вообще?

Да. Наша позиция такова потому, что эти выборы незаконны.

Но ведь уже были достигнуты некие договоренности между Президентом и премьером, и Янукович, вроде бы, согласился с необходимостью идти на выборы – во всяком случае, в пятницу он говорил об этом так. Правда, сегодня в Украинском доме его заявления звучали уже несколько по-другому…

Ну, может быть премьер, в принципе, и согласился, но на заседании коалиции это не обсуждалось, мнение коалиции по этому вопросу не учитывалось. И мы считаем, что в данном случае согласиться на требования Президента – это значит, фактически, предать людей, которые поддерживают коалицию… И тех, которые приезжали в Киев, и тех, кто оставался в регионах – это однозначно!

Второй момент: создается прецедент, когда любой Президент, когда ему заблагорассудится, может разогнать любой парламент. И это совершенно непродуктивно и ненормально для государства!

Какие вопросы и требования у коммунистов к рабочей группе?

Мы считаем, что досрочные выборы возможны в том случае, если будет достигнут “нулевой” вариант и Президент отменит свои указы. Не может быть и речи, что Президент, якобы, разрешит парламенту собраться на два дня и принять какие-то решения относительно этих выборов. Парламент пятого созыва должен работать до того момента, когда будет избран новый состав и новые депутаты не примут присягу – это совершенно очевидно.

Во-вторых, безусловно, должны быть отменены все указы Президента по увольнению и назначению судей Конституционного Суда, суд должен завершить рассмотрение дела и вынести свое решение по конституционности обоих указов Президента.

Следующий момент: не может быть и речи, чтобы Универсал национального единства был принят как закон, на чем настаивает Президент. Почему? Потому что это противоречит предвыборным обещаниям политических сил, которые вошли в коалицию.

Кроме этого, для того, чтобы эти выборы все-таки состоялись, необходимо принять законодательный пакет по поводу досрочных выборов. Нужно составить реестр избирателей – ведь без него будет та же ситуация, что и на прошлых выборах, когда полтора-два миллиона избирателей на Юге и Востоке из-за путаницы с переводом фамилий на украинский язык они фактически были лишены своего права проголосовать.

Ну и, безусловно, должны быть учтены интересы политических партий, которые сегодня в парламенте не представлены…

Каким образом?

Ведь понятно, что те, кто сегодня в парламенте, имеют преимущественно, – они на слуху, им проще донести до избирателей свои позиции…

Все-таки надо было бы поговорить о сроках проведения этой избирательной кампании: согласитесь, что два месяца – это слишком мало. Период агитации должен быть увеличен.

Вы склоняетесь к тому, чтобы, ежели так, то провести их осенью, а не в июне-июле, как настаивает оппозиция?

Да, безусловно. И мы не против того, чтобы собрался “круглый стол” политических партий Украины, на котором бы не премьер с Президентом решали судьбу страны, а более широкий круг политиков мог принять участие в обсуждении путей выхода из той критической ситуации, которая создалась.

Более логично было бы, если бы с подобным протестом выступили социалисты, которые понимают, что в случае досрочных выборов они никуда не попадают. Подтверждение тому – последние заявления Мороза о том, что он и СПУ готовы уступить место в коалиции “Нашей Украине”…

Ну, да, положение у них аховое… Но, тем не менее, у нас вот такая достаточно принципиальная позиция, хотя мы и понимаем, что в ходе этих выборов мы можем даже улучшить свои электоральные показатели и в следующем составе парламента иметь так называемую “золотую акцию”. Но мы считаем, что конституционный строй, вопреки той ситуации, которая сегодня сложилась в стране, существует для того, чтобы не наломать дров, не торопиться, а серьезно все взвесить и проработать.

Коммунисты будут выступать за снижение проходного барьера на этих выборах?

Я думаю, что тот барьер, который есть – 3%, как раз нормальный. Он мог бы быть даже увеличен до 4-4,5%. Это не проблема. 

Какие у коммунистов требования, невыполнение которых может повлечь выход коммунистов из рабочей группы?

Я не знаю, о чем именно там шла речь, и на что так среагировали наши представители. Я говорю о позициях, с которыми мы шли в рабочую группу.

Петр Симоненко уже поддержал заявление Мороза по поводу внесения изменений в Конституцию в пункте возможности самороспуска парламента… Почему появилось такое, предложение?

Трудно сказать… Все возможные ситуации уже проговорены. Думаю, это заявление сделано для того, чтобы впредь не возникали ситуации, когда одна из политических фракций начинает контролировать другую, говоря о том, что будут сложены мандаты и прочее. Наверное, в политической жизни будут возникать разные ситуации, поэтому должна быть предусмотрена такая возможность как самороспуск парламента, когда никто на него не давит, и он самостоятельно принимает такое решение как высший законодательный орган.

Коммунисты согласовывали свою протестную позицию с другими членами коалиции, в частности, с Партией регионов?

Насколько мне известно, нет. Но ведь и они с нами не советовались, когда вели переговоры с Виктором Ющенко.

Беседовала с народным депутатом от фракции КПУ Александром Голубом Оксана Козак,