"То, что произошло, это, во-первых, аномально для Белоруссии, во-вторых, недопустимо, в-третьих, погибли люди, в-четвертых, так внаглую, вы видели, как он себя вел на допросах, он старался убить большее количество людей", - подчеркнул Президент.

С другой стороны, сказал Лукашенко, есть родители осужденных и часть общества, которая встала на их защиту. "И вот начинаешь все это взвешивать. Я приму решение в ближайшее время и обязательно вас проинформирую, - отметил он. - Хотя это тяжелое для меня решение по этим двум, не знаю, людьми мне их назвать или как. Но вами не забыто то, что было, а мною - тем более. Это был сильнейший удар по нашему обществу. И то, что суд принял такое решение, мне его не в чем упрекнуть. Теперь слово за Президентом".

Прошение о помиловании подала Любовь Ковалева, мать Владислава Ковалева, приговоренного к смертной казни за соучастие в организации теракта в минском метро 11 апреля 2011 г.

Она также призвала главу государства ввести мораторий на смертную казнь, показав таким образом всему миру, что Белоруссия является цивилизованным государством.

Ранее правительство Германии подвергло критике смертный приговор, вынесенный в Минске двум подсудимым по делу о взрыве в минском метро.

Уполномоченный по правам человека правительства ФРГ Маркус Ленинг  заявил в Берлине, что власти в Беларуси "должны, наконец, соблюдать гражданские права и права человека".

Ленинг призвал Минск изменить меру наказания Коновалову и Ковалеву на лишение свободы. По его словам, вне зависимости от тяжести преступления смертная казнь не может быть оправдана ни в коем случае, поскольку никогда нельзя исключить возможности ошибки правосудия. Она не является подходящим средством ни для наказания, ни для борьбы с преступностью.

Совет Европы также призвал белорусские власти не применять смертную казнь. "Преступление, в связи с которым были осуждены обвиняемые, было варварским. Тем не менее, его жертвам и их родственникам нужна справедливость, а не месть", - заявил генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. Он обратился к Минску с призывом незамедлительно ввести мораторий на применение смертной казни и в дальнейшем полностью отказаться от нее.

Напомним, ранее, 30 ноября т.г., сообщалось, что Верховный суд Белоруссии приговорил к высшей мере наказания - расстрелу обвинявшихся по делу о теракте в минском метрополитене Коновалова и Ковалева.

Коновалов признан виновным в том, что привез взрывное устройство в метро и осуществил взрыв. Кроме того, его признали виновным в осуществлении взрыва в июле 2008 г. во время празднования Дня независимости. Ковалев по данному эпизоду также признан виновным в недонесении о преступлении.

Полный текст приговора составляет 114 страниц.

Судебный процесс в минском доме правосудия начался 15 сентября 2011 г. Основной фигурант дела Коновалов обвинен более чем в 30 эпизодах, в том числе в организации двух взрывов в 2005 г. в центре Витебска, теракта в 2008 г. у стелы "Минск - город-герой" во время празднования Дня независимости и взрыва на станции метро "Октябрьская" 11 апреля 2011 г. В результате инцидента в метрополитене погибли 15 человек и около 200 были ранены. Многие получили ранения и во время более ранних терактов, хотя погибших не было. Генпрокуратура Белоруссии признала взрыв в минском метро террористическим актом. В результате теракта пострадал один гражданин Украины.

Кроме того, Коновалова обвинили в ряде эпизодов по хулиганству. Обвиняемый признал на суде свою вину по эпизодам 2008 г. и 2011 г., согласился с обвинениями в незаконных действиях со взрывчаткой.

Ковалеву предъявили обвинения более чем по 10 пунктам. В частности, это соучастие в некоторых ранних хулиганских эпизодах и незаконные действия со взрывчаткой. Самое серьезное обвинение - недонесение о совершенных и готовящихся тяжких преступлениях и соучастие в форме пособничества в совершении терроризма. Ковалев признал ранние хулиганские эпизоды и факты покупки тротила.

В своем последнем слове он призвал суд признать ранние эпизоды административными правонарушениями. В этом случае эти обвинения должны были быть сняты за истечением сроков давности.