Городские власти, признавая это, готовы сесть за стол переговоров с националистами. Однако как остановить «быдло, убивающее из подворотни», не знают ни чиновники, ни правозащитники. В четверг в мосгордуме прошел «круглый стол» на тему противодействия ксенофобии. Дискуссия развернулась в основном вокруг того, можно ли сотрудничать с националистами в борьбе с неонацистами.

 

Сегодняшнюю ситуацию в Москве участники «круглого стола» назвали катастрофической. Столица вырвалась в лидеры по преступлениям по ксенофобским мотивам. Угрожающе выглядит и динамика этих преступлений. Если в 2004 году от рук неонацистов пострадало в общей сложности 79 человек, то в 2007 году эта цифра составила уже 251 (количество избитых возросло с 62 до 209 человек; в 2,5 раза выросло число жертв: если в 2004 году было зафиксировано 17 убийств «на почве агрессивного национализма», то в 2007-м – 42 убийства).

 

Всплеском насилия ознаменовалось и начало 2008 года: за два месяца в Москве погибло 18, и было серьезно ранено 40 человек. В основном это выходцы из Центральной Азии. При этом, по мнению замдиректора Центра «Сова», занимающегося проблемами национализма и ксенофобии, Галины Кожевниковой, власти демонстрируют свою беспомощность перед проблемой, а зачастую риторика официальных лиц сама вызывает ксенофобские настроения. «С одной стороны, милиция не может адекватно реагировать, когда во время массовых акций ультраправые выступают с открытыми призывами к насилию. А с другой – в ответ на вопрос, сколько пострадало иностранцев, официальные лица начинают приводить статистику преступлений, совершенных иностранцами», – отметила госпожа Кожевникова.

 

По словам представителя Центра международного сотрудничества Ашота Айрапетяна, ситуация вышла из-под контроля. «В Москве эпидемия, и ни власти, ни милиция с ней не справляются потому, что очень высок уровень ксенофобии среди населения, – заявил он. – Появилось много молодых людей, которые выходят «на охоту» на иностранцев. Сегодня нужны экстренные меры, как при пожаре».

 

О необходимости экстренных нестандартных мер говорили и другие участники «круглого стола». По мнению директора Института прав человека Валентина Гефтера, тренинги и культурные мероприятия хороши в спокойное время, но в чрезвычайной ситуации этого недостаточно.

 

Сегодня власти и общественность должны сесть за стол переговоров с «вменяемыми националистами». «Надо начинать работать и с не очень симпатичными нам людьми, – считает правозащитник. – Вменяемые националисты против убийств, хотя бы потому, что они понимают, что это может вернуться к ним бумерангом. Надо отделять тех, кто не идет дальше неприятных слов, от тех, кто без слов нападает из-за угла, иначе мы получим пособников последним. Если ДПНИ будет готово бороться с преступностью, надо садиться с ними за стол переговоров и обсуждать то, что волнует их: численность мигрантов, этническую преступность, сферу трудовых отношений».

 

С такой постановкой вопроса согласился и представитель самих «вменяемых националистов» – член президиума партии «Народный союз» Михаил Синицын. По его словам, то, что «в русском движении много дураков и провокаторов», не значит, что всех остальных «нужно закатать в асфальт». Правда, он отметил, что «уроки толерантности надо проводить не только для русских». «Я знаю много преступлений на почве национальной ненависти, совершенных против русских», – добавил Синицын. Впрочем, признал он, не всем русским националистам присуща «созидательная форма национального самосознания». Те, у кого это самосознание проявляется в «животной форме», видят для себя отдушину в том, чтобы убивать.

 

«Кто сегодня эти погромщики? – заявил господин Синицын. – Это быдло. Но у нас не разбирают, кто убил, по каким мотивам. На национальной почве, и все».

 

За «быдло» неожиданно вступилась руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева. «Да, за мигрантами гоняются дети, – заявила она. – Но у них есть кукловоды – «Тесаки». И есть нездоровая обстановка в городе, порожденная валом незаконной миграции. Надо окончательно вывести из тени миграцию и защитить собственные трудовые ресурсы, иначе ксенофобия будет возрастать».

 

Впрочем, по мнению председателя комитета по гражданским правам Андрея Бабушкина, отечественным трудовым ресурсам ничего не угрожает. «Это надуманная проблема, – заявил он. – Мигранты занимают те рабочие места, которые не представляют интереса для местных жителей. А иностранная преступность всегда ниже местной («своих» мигрантов это не касается)». Другое дело – несовершенство миграционного законодательства. «Сегодня регулирующие миграцию механизмы никого не останавливают и никому ничего не гарантируют», – заявил Андрей Бабушкин.

 

По словам депутата мосгордумы Сергея Митрохина, если Россия когда-нибудь развалится, то только по причине межнациональной розни. «Я приветствую предложение общаться с националистическими организациями, но только с теми из них, кто держится в рамках закона, – заявил депутат. – Призыв к убийству – уже преступление, и во всем мире это наказуемо. Никто не знает, когда после слов начинаются дела».

 

Участники «круглого стола» приняли решение разработать рекомендации для городских властей. В частности, предложено учредить при мэре специальную должность уполномоченного по защите от дискриминации, в чьи обязанности входил бы контроль над соответствующими действиями правоохранительных органов, разбор жалоб на действия или бездействие чиновников, взаимодействие с общественными и национальными организациями.