В разные годы они назывались по-разному (ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГК, КГБ), пока не развалился СССР и вместе с ним – легендарная и мощнейшая в мире спецслужба (от которой, между прочим, ведут свою родословную не только ФСБшники и СБУшники, но и нынешние «внешние разведчики» СВР, госохранники УГО). Мы решили поинтересоваться у тех, кто много лет отдал спецслужбе, как они относятся к своим «корням» и попросили вспомнить несколько интересных историй, связанных со службой, где, согласно заповедям Феликса Эдмундовича, должны быть люди с «холодной головой, чистыми руками и горячим сердцем».

 

СУПЕРСЕКРЕТЫ ПРОМЕНЯЛ НА... ВОДКУ С САЛОМ

 

Рассказывает Павел Б. (имя изменено) — генерал, контрразведчик с большим стажем, кавалер знака "Почетный чекист КГБ СССР", возглавлявший когда-то подразделение "антишпионов" в месте, где добывалось 30% всей урановой руды Советского Союза.

— Это было в 1979 году в Чите, где дислоцировался штаб Забайкальского военного округа (ЗабВО). Я тогда служил в Управлении военной контрразведки округа. Как-то мы получили сигнал — один полковник, имеющий допуск к совершенно секретным документам, получив их, подолгу запирается в своем кабинете. Что он там с этими документами делает? Может, фотографирует для передачи вероятному противнику (а мы точно знали, что у этого противника есть большой интерес именно к подобным документам и сведениям).

 

Взяли мы этого полковника в оперативную разработку. Поставили за ним наружное наблюдение и вскоре выяснили — среди содержимого его мусорного ведра попадаются... обертки из-под высокочувствительной фотопленки! В цвет! Проверяем родословную полковника и подозрения усиливаются: он родом из Украины, из семьи когда-то репрессированных "врагов народа". Более того, в Канаде у него есть родственники (хотя он, вроде, с ними и не переписывается). Стало быть, на него вполне могли выйти через этих родственников и представители западных разведок... Круг практически замкнулся, осталось добыть прямые свидетельства измены полковника. Для этого мы получили разрешение использовать "визир", то есть видеонаблюдение за подозреваемым в его служебном кабинете. Установили... И вот — первый "сеанс".

 

Полковник получил особо секретные документы, расписался за них и, как обычно, закрылся на ключ в кабинете. Но мы-то все видим... Смотрим: он лезет в портфель, и достает... Не фотоаппарат, а... бутылку водки, огурчики, кусок сала (все же украинские корни!). Раскладывает все это на столе, сдвинув секретные бумаги на край, аккуратно режет закусь, принимает "на грудь" пару стаканчиков, очень смачно заедает, после чего... заваливается спать — в кабинете стояла кушетка на случай ночных бдений, учений, дежурств и пр. И пару часов дрыхнет! Потом встает, прячет выпивку-закуску, открывает кабинет и сдает секретные документы, в которые даже не заглянул! Вот так шпион...

 

Ну, нам пришлось об этих его "выкрутасах" доложить по команде — ведь, как я уже говорил, мы завели дело оперативной разработки, а оно не может кончиться ничем. Финал разработки может быть такой: смерть подозреваемого, либо его арест, либо какие-то другие меры к нему, но не прекращение дела, иначе мы "по голове" получим. В итоге полковника-бездельника со службы уволили. А что касается фотопленки, то он просто оказался любителем поснимать на природе, а в Забайкалье она богатая...

 

ЖИЗНЬ СПАСЛА ГРАМОТА

 

Как рассказал действующий сотрудник СБУ, эта история приключилась с его коллегой в советские времена под Киевом. За мастерское выполнение задания один из оперработников был поощрен Почетной грамотой от имени председателя КГБ УССР, что являлось большой редкостью. Естественно, решено было это дело обмыть. "Накушались" так, что "именинник" в итоге попал под колеса такси. Таксист привез бесчувственное тело в больницу. Там глянули — грязный, несет перегаром, весь какой-то побитый, в рванье и ссадинах... Короче, явно бомж, дышащий на ладан. Чего с ним возиться, пусть лежит, если не очухается, в морг свезем... И забыли о нем до утра. А утром главврач делал обход, спросил, мол, а это кто? Да так, бомж, вряд ли выживет.

 

Но главврач с этим не согласился, приказал тщательно проверить все вещи поступившего. И нашлась та самая Грамота, да с такой подписью... Чекиста моментально положили на тележку — и в операционную. И спасли, вытянули почти с того света. Но карьеру спасти не удалось — начальство, узнав о происшествии, рассвирипело и парня уволили. Зато, благодаря Грамоте, жив остался...

 

КАК ЧЕКИСТ СТРИПТИЗЕРШУ ЧУТЬ НЕ ЗАСТРЕЛИЛ

 

Однажды Владимир Давыдович Толочин, в начале службы лейтенант НКВД, попал в ситуацию, о которой со смехом рассказал мне незадолго до своей смерти.

 

— Произошло это в 1940 году. После присоединения Буковины к СССР нас, небольшую группу офицеров, отправили в Черновцы на работу. Приезжаем, знакомимся с новыми коллегами, а вечером последние приглашают нас в ресторан отметить прибытие. Сдвинули столы, сидим, выпиваем и закусываем. Вдруг выключается свет. Я решил, что это какое-то нападение врагов советской власти, сейчас стрельба начнется! Хватаюсь за кобуру и... Тут мой новый товарищ, а он в Черновцы прибыл на несколько недель раньше, схватил меня за руку и не дал вытащить пистолет.

 

Я ничего не понимаю, а он смеется и на ухо говорит: "Подожди, Володя, сейчас ты такое увидишь". В этот момент зажигается прожектор и к нам на стол прыгает девица — в чем мать родила! И, тряся грудью, начала танцевать под музыку. Я потерял дар речи и весь ее танец, забывшись, продержал руку на кобуре. Старожилы из ранее прибывших чекистов после мне объяснили, что все это действо стриптизом называется — женщина таким образом развлекает гостей, зарабатывая себе на жизнь.

 

НУ, ЗА ДЕРЕВЯННУЮ ГОЛОВУ!

 

Рассказывает чекист, когда-то работавший в аппарате УКГБ по Москве.

 

— К нам в управление как-то пришло молодое пополнение. Среди них был офицер-армянин. Однажды, когда отмечали День чекиста 20 декабря, он встал с бокалом в руках и с неподражаемым акцентом произнес: "Ми все помним, что нам завещал дарагой Феликс Эдмундович, каким должен бить настоящий чекист. У него должен бить горячий сердце, холодный руки и деревянный голова! Так випьем же за ето!" Мы долго смеялись а он обижался, думал, из-за акцента ржем...

 

"У НАС ЧП. УПАЛ МЕТЕОРИТ!"

 

Бывший первый заместитель председателя СБУ Василий Горбатюк припомнил забавный случай.

 

— Году в 1974-м, когда я работал в УКГБ по Хмельницкой области, к нам направили двух ребят из обкома комсомола, — рассказывает Василий Степанович. — Старший из них постоянно подтрунивал над товарищем. Однажды, когда тот был дежурным, позвонил, изменил голос, представился неким капитаном Малеевым и сообщил, что на станции Дунаевцы упал метеорит, солдаты обследуют место происшествия, нужны дальнейшие указания... И повесил трубку.

 

Молодой сотрудник, естественно, принял звонок за чистую монету и сразу же, несмотря на глубокую ночь, связался с шефом. Тот спросил, докладывал ли подчиненный еще кому-то. Нет. И не нужно, говорит начальник отдела. Примчался на работу, позвонил начальнику управления... Короче, до утра на работе был уже весь личный состав, всех колотило, а начальник управления набирал Киев, чтобы уведомить высшее руководство КГБ УССР.

 

— Комитетом тогда руководил генерал Федорчук, — продолжает Горбатюк. — Он спрашивает, а на место кто-нибудь выезжал? Нет? Перепроверьте, может, информация ложная...

 

Приезжает на службу и сам "шутник". Заходит в дежурную часть и к молодому — ну, как ночь прошла? Тот рассказывает про метеорит. Коллега усмехается, дескать, да ладно, это я звонил... Словом, правда быстро дошла до начальства. Федорчуку доложили, что, мол, вы были правы, звонок оказался ложным. Но все же решили устроить разбор полетов. Собрали личный состав в одном кабинете и начальник управления после рабочего дня учинил разнос.

 

Совещание проходило за двойной дверью и в замочной скважине торчал ключ... Уже другой дежурный, который принял смену, обходил кабинеты, заметил ключ, не открывая дверей, провернул его и вернулся на пост. Начальник управления закончил гневную речь и отпустил людей. Те к дверям — заперто! Все просто оцепенели — как это понимать? Скандал разразился с новой силой...

 

История эта "метеоритная" многим аукалась долгие годы. А больше всех досталось "шутнику" — его фамилию постоянно вычеркивали из списков на выдвижение.

 

СТАРИКИ ГОРДЯТСЯ, МОЛОДЕЖЬ НЕ ЗНАЕТ, ВЛАСТЬ НЕ ПОМНИТ

Как рассказал действующий полковник СБУ, те спецслужбисты, кто застал времена КГБ, вовсе не стесняются своего прошлого, более того, гордятся им. Гордятся полученными тогда наградами, надевают их на парадные мундиры, потому что заслужены они трудом, ценой здоровья, а то и с риском для жизни. У нынешней молодежи, конечно, такого уважения нет, хотя старшие коллеги пытаются им это привить.

 

А ветеранские организации вовсю используют чекистскую символику, особенно активизировавшись в эти дни, в преддверии 90-летнего юбилея ВЧК. Между собой сотрудники-ветераны не стесняются называть себя "чекистами". Что касается таких символов, как бюст или портрет Дзержинского, то сейчас встретить их в служебном кабинете сотрудника СБУ практически нереально. Хотя дома у многих эти символы есть и стоят на почетном месте.

 

Не принято в СБУ сейчас официально упоминать о подвигах чекистов советского времени (например, разведчиков Кузнецова или Зорге), хотя и какой-либо "Казак Мамай" тоже не пропагандируется. От примеров просто стараются уходить. С другой стороны, нет и преследования за то, что кто-то восхищенно отзовется о Зорге либо Абеле. Словом, ситуация напоминает "позу страуса" — голову в песок и прошлого вроде бы и нет... Например, на сайте СБУ о 90-летнем юбилее не сказано ни слова...

 

А в России к юбилею спецслужбы выпустили памятные знак и медаль "90 лет ВЧК-КГБ-ФСБ". Разработчики надеялись на официальное признание их работы, но, увы... Статуса госнаграды они не получили, потому ныне знак и медаль считаются общественными (зато на них жадно посматривают коллекционеры, ибо из-за отказа в официальном статусе выпущены они в очень ограниченном количестве и со временем наверняка станут раритетами).

 

Тем не менее, пишут российские СМИ, их разрешено носить на форме, и на днях такой комплект вручили от имени Общественного юбилейного комитета главе ФСБ Николаю Патрушеву. Теперь все ждут, наденет ли шеф спецслужбы эти "нелегитимные" награды сегодня на праздничные мероприятия.