"Мы спросили у тысяч обычных мусульман, во что верят, о чем мечтают и чего боятся? Действительно ли они ненавидят "неверных"? А может быть, это мы ненавидим их? Вместо того, чтобы в очередной раз слушать крики экстремистов, давайте послушаем, наконец, что может сказать обычно молчащее, но более важное большинство", - так авторы презентуют опубликованную несколько дней назад книгу "Кто говорит от имени ислама, или о чем в действительности думает миллиард мусульман?".

 

Авторы книги - Джон Л. Эспозито, один из известнейших в мире ориенталистов, и Далиа Могахед, руководительница Центра изучения ислама в нью-йоркском Институте Гэллапа. Их книга- это итог самого большого из когда-либо проводившихся  исследований в мире ислама. В течение шести лет специалисты Гэллапа опросили несколько десятков тысяч жителей 35 мусульманских стран. "Наши исследования представляют 90% мировой мусульманской общественности", - утверждают авторы.

 

Результаты исследования удивили даже их, потому что категорически опровергают западные представления о мусульманах. После более чем шести лет, прошедших с момента  террористической атаки 11 сентября 2001 года на Нью-Йорк и Вашингтон, исследование Гэллапа показывает, что мусульмане также решительно, как и американцы, осуждают эти акции (против нападения высказалось 93% опрошенных), а убийство гражданских лиц считают "ничем не оправданным". Опрошенные  сыпали цитатами из Корана, который запрещает убийство невинных.

 

Оказалось также, что огромное большинство мусульман (более 90%) хочет демократии, мечтает о новой конституции, свободе слова, правах человека. Но при этом они не хотят слышать об уменьшении роли религии, так как не видят никаких противоречий между исламом и демократизацией их стран.

 

Одним из важнейших выводов, следующих из анализа, является то, что только один из десяти мусульман имеет радикальные взгляды. При этом оказалось, что сам ислам, как религия, никаким образом влиять на них не может: люди с крайними взглядами отнюдь не являются более набожными. Даже те, которые оправдывают террористические акты, объясняют это политическими, но не религиозными взглядами.

 

Теория о неприязни сторонников ислама к Западу также является высосанной из пальца. Мусульманам нравится западная демократия, свобода и технология, но не нравится падение традиционных моральных ценностей. По мнению Института Гэллапа, американцы отвечают на вопрос, что не нравится им в западной культуре, точно та кже. В то же время 57% американцев подчеркивают, что в исламе их ничего не привлекает.

 

Что касается взглядов и желаний на будущее, то молодые мусульмане в один голос утверждали, что хотят лучшей работы, доступа к образованию, больших перспектив. Никто не мечтает о бомбах и джихаде. Ученые из Гэллапа интересовались также мнением мусульман, что Запад может сделать, чтобы исправить отношения с мусульманскими народами. Ответом было: начните уважать ислам и перестаньте, наконец, смотреть на нас, как на террористов.

 

Авторы исследования подчеркивают, что медиа, соревнуясь друг с другом в показывании бородатых шейхов, призывающих к святой войне с неверными, создают стереотипный образ мусульманина как фанатичного радикала, неустанно обдумывающего очередной террористический акт. И все это время, к сожалению, никого не интересовал вопрос, а каким же на самом деле является рядовой мусульманин. Джим Клифтон, шеф Института Гэллапа, рассказывал, как вскоре после террористических атак 11 сентября 2001 года с удивлением понял, что никого в Вашингтоне не интересует, а что об этих акциях думают сами мусульмане. "Я заметил, что люди, которые работали над стратегией относительно исламского мира, не имеют ни малейшего понятия, о чем думают 1,3 миллиарда его жителей", - поясняет Клифтон.