GML не исключает, что может потребовать даже значительно большую сумму: от 50 до 100 миллиардов долларов. "В основу расчетов суммы в 28 миллиардов долларов была положена цена барреля нефти 35 долларов, а сегодня она гораздо выше", - объяснял в пятницу журналистам в Брюсселе директор GML Тим Осборн.

 

Речь идет о войне, которую Кремль объявил мощному нефтяному концерну Юкос. Российские власти обвинили концерн в неуплате налогов, после чего продали с торгов часть его имущества. Таким способом они привели в 2006 году к банкротству концерна. Его шеф Михаил Ходорковский в 2005 году был осужден на восемь лет лагерей за финансовые махинации, в тяжелых условиях заключения пребывают и другие бывшие руководители фирмы. GML, зарегистрированный Ходорковским в Гибралтаре после того, как у Юкоса начались проблемы, был основным акционером концерна. Позднее Ходорковский передал GML своему сотруднику, который скрывается от российских спецслужб в Израиле.

 

Основанием обвинения является международный Трактат об энергетической хартии. Руководство GML считает, что Россия изъяв активы концерна, нарушила положения трактата, который содержит пункты о защите инвесторов в энергетическом секторе. Россия подписала трактат в 1994 году, когда ее экономическое положение было значительно слабее и не хватало средств для инвестирования в нефтяной сектор. Однако она не ратифицировала этот трактат и сегодня, когда нефть резко поднялась в цене, и не скрывает, что не собирается этого делать.

 

GML, в свою очередь, использует в качестве аргумента тот факт, что одним из положений трактата предусмотривается его действие и в тех странах, которые его не ратифицировали. "Россия обязалась выполнять трактат с момента его подписи. Сейчас же она пытается представить трактат как некое мертворожденное дитя", - сказал Осборн.

 

По его сообщению, заседание арбитражного суда в Гааге, посвященное определению его компетенции относительно дела Юкоса, состоится в ноябре. Решение может быть принято до конца 2009 года, а вероятное обвинение России появится в 2011 году. Величина компенсации в случае, если ни одна из сторон не будет протестовать, станет известна в 2012 году.

 

Некоторые страны ЕС, в том числе Польша, надеются принудить Россию к выполнению правил Хартии, используя оказию переговоров о новом договоре о сотрудничестве ЕС-Россия. Решение о начале переговоров, по всей вероятности, будет принято в апреле министрами иностранных дел стран ЕС. Осборн призывает ЕС жестко отстаивать сохранение редакции решающих пунктов Хартии в договоре ЕС-Россия.