На днях Верховная Рада Украины приняла проект закона «О внесении изменений в статью 11 закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» (относительно психологической реабилитации военнослужащих после выполнения задач и боевых условий). Эти изменения могут привести к сужению прав военных на восстановление психического здоровья.

Такое мнение корреспонденту ГолосUA выразила заслуженный врач Украины, экс-заместитель главы парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ирина Спирина.

Она уточнила, что принятые изменения касаются закона №2686 от 21 апреля 2015 года. Учитывая, что после участия в боевых действиях военным нужно обеспечить возможность психологической реабилитации, в законе есть недостатки, которые не позволят военнослужащим в полной мере воспользоваться своими правами, считает заслуженный врач Украины.

«Сейчас существует определенная система оказания психологической реабилитации военнослужащим, совмещающая как систему военной и гражданской медицины, а также общественной инициативы. Однако в проекте предполагается ввести бесплатное прохождение медико-психологической реабилитации только в каких-то неконкретных центрах. Авторы закона так и не определили статус этих центров и их подчинение. Так на какой же основе вообще создаются законы?», - сказала она.

По словам И.Спириной, реализация этого закона в принятом виде без четкого определения, в каких именно центрах должна проводиться психологическая реабилитация, может привести к сужению прав военнослужащих на восстановление психического здоровья –; в том числе, если речь идет о выборе места его проведения.

«В этой неконкретности можно подозревать попытку завуалированно создать «свои» реабилитационные центры под «своих» людей», - говорит она.

По мнению эксперта, также есть другие противоречивые моменты, которые не позволят военным в полной мере воспользоваться своим правом на психологическую реабилитацию. Так, к тексте закона используются термины, которые не применяются в национальном законодательстве о психическом здоровье, такие как «психологическая реабилитация», «медико-психологическая реабилитация». Подразумевается, что эти виды реабилитации вводят методы психологического и медико-психологического воздействия.

Указанные методы могут применяться только с осознанного согласия информированного, дееспособного лица, в отношении которого они применяются. А это не согласуется с пунктом в новом законе об обязательном прохождении реабилитации. В нашей стране используется презумпция психического здоровья и добровольного получения психиатрической помощи», - сообщила И.Спирина.

По ее мнению, нардепы также нарушили процедуру внесения изменений в закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

«Следует отметить также несостоятельность экономического обоснования принятия закона с нарушением регламента Верховной Рады Украины и Бюджетного кодекса Украины», - подытожила она.