В Украине парламент затягивает ратификацию Римского статута Международного криминального суда (МКС). Если же процесс ратификации Статута будет запущен, то жители оккупированных территорий Донбасса и Крыма смогут осудить людей, которые совершили преступления геноцида, против человечности и военные преступления на украинской территории.

Об этом на пресс-конференции сообщила Александра Матвийчук, глава Центра гражданских свобод, представитель платформы «Правозахисний порядок денний».

Она почеркнула, что в Украине начнет действовать юрисдикция Международного уголовного суда только после ратификации Римского статута.

«Если действующая украинская власть не может защитить права граждан, то тут должны действовать международные нормы», - считает Матвийчук. Она также добавила, что, в частности, на Донбассе сейчас каждый день совершаются преступления против человечности и военные преступления: людей подвергают пыткам, казнят без суда и следствия.

«Римский статут - это единственная надежда украинских граждан, что сейчас, а не через несколько лет, будут проведены расследования преступлений против человечности, преступления геноцида, военные преступления», - отметила А.Матвийчук.

Отвечая на вопрос журналистов о том, как будет функционировать Международный криминальный суд в Украине, советник внешних связей МКС Маттиас Хелман сказал: данные о преступлениях будут приниматься судом от частных лиц и организаций, а потом поступят к прокурору МКС. Он примет решение о том, попадают ли данные события под юрисдикцию Международного криминального суда. Если да, то будет начато расследование на основе международных норм уголовного права.

«Римский статут призван защищать украинский суверенитет. Если МКС признает, что указанные в материалах данные о преступлениях геноцида, против человечности и военные преступления позволяют арестовать подозреваемых на территории 123-х государств-участниц Римского статута, которые уже ратифицировали этот документ», - сказал представитель Международного криминального суда.

«Подавать материалы в МКС могут физические лица и организации относительно фактов нарушения прав физических лиц», - уточнил М.Хелман.