Как стало известно из копии переписки между депутатом-«регионалом» Владиславом Забарским и замгенпрокурора Ренатом Кузьминым, 25 июня этого года в следственном управлении Генпрокуратуры возобновлено расследование уголовного дела в отношении экс-депутата из БЮТ и экс-главы УНА–УНСО Андрея Шкиля по части 1 статье 71 Уголовного кодекса Украины (организация массовых беспорядков). Примечательно, что Шкиля в настоящее время уже не сможет спасти депутатская неприкосновенность – с ней он расстался вместе с мандатом нардепа.
9 марта 2001 года в рамках акции «Украина без Кучмы» тогдашняя оппозиция, в которую входила и УНА–УНСО, проводило акцию протеста на улице Банковой около здания Администрации Президента Леонида Кучмы, закончившуюся столкновением милиции с унсовцами, пытавшимися прорвать оцепление и устроившими драку. В итоге к уголовной ответственности тогда было привлечено 19 человек, в том числе и Шкиль. Однако, еще до суда в связи с тем, что последний весной 2002 года был избран депутатом (Андрей Шкиль вошел во фракцию БЮТ), он был выпущен из следственного изолятора. Потом в связи с тем, что тогда же Верховная Рада отказалась дать разрешение на привлечение Шкиля к уголовной ответственности (остальные 18 унсовцев были приговорены к различным срокам заключения), его дело было выделено в отдельное производство и передано из СБУ, следственное управление которого его вело, в Генпрокуратуру. В общей сложности дело пролежало без движения последние 5 лет.
– После того как 12 июня этого года Андрей Шкиль добровольно сложил с себя полномочия депутата, я на следующий день отправил депутатский запрос на имя Генпрокурора Александра Медведько, – рассказал депутат Забарский. – В нем я поинтересовался, возобновлено ли в таком случае его уголовное дело, а если нет, то я попросил Генпрокурора дать указание завершить следствие и направить дело в суд.
26 июня Владиславу Валериевичу пришел ответ от замгенпрокурора Кузьмина о том, что досудебное расследование в отношении Шкиля возобновлено.
– Это дело будет своеобразным тестом для Банковой, которая, как известно, контролирует суды, на ее прозрачность и честность. Ведь она неоднократно заявляла, что бандиты должны сидеть в тюрьмах. Но я предполагаю, что президентским Секретариатом будет инициировано затягивание следствия или обжалование в Печерском суде постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Шкиля с последующим его прекращением. Мне тогда будет интересно посмотреть на последнего, как он, в свою очередь, будет смотреть в глаза тем 18 отсидевшим пацанам, которых он вывел на акцию. Это будет тестом и для БЮТ: воспользуется ли Шкиль своей неприкосновенностью после выборов 30 сентября, чтобы избежать суда, – подытожил свой комментарий Забарский.
В свою очередь, Шкиль заявил, что ему никто ничего не сообщал и на допросы не вызывал.
– Я считаю, что это месть со стороны Забарского лично и Партии регионов в целом за то, что я и другие депутаты-оппозиционеры сложили недавно с себя депутатские полномочия, а в следующем парламенте мы добьемся снятия депутатской неприкосновенности, чтобы уголовные авторитеты из «регионалов» предстали перед судом, – сказал Шкиль.
На вопрос снимет ли он с себя лично депутатскую неприкосновенность, если ее не удастся ввести в законодательном порядке на момент проведения следствия по его уголовному делу и на время проведения суда, Шкиль ответил:
– Да, сниму и надеюсь, что этому примеру последуют депутаты из Партии регионов.
Уголовное дело в отношении Шкиля расследуется по части 1 статьи 71 Уголовного кодекса Украины в редакции 1960 года с изменениями, внесенными туда в 1992 и 1993 годах, так как на момент возбуждения дела действовала именно она. Согласно ей, если массовые беспорядки сопровождались погромами, поджогами, уничтожением имущества, а также сопротивлением представителям власти с применением оружия или предметов, которые использовались как оружие, то осужденный лишается свободы сроком от 2 до 12 лет. Правда, в начале его возбуждали по части 2 той же статьи, которая предусматривает от 10 до 15 лет. Но так как требуемых этим разделом гибели людей или других тяжких последствий не было, то следствие статью переквалифицировало.