Вокруг Большого адронного коллайдера (БАК) много мифов. Якобы его запуск может либо открыть человечеству новые горизонты (от полетов к далеким звездам до путешествия во времени), либо уничтожить его в искусственно созданной аномалии. Ведущий программы «Факти. Світ» на ICTV Михаил Малый первым из украинцев (не считая наших физиков) побывал в БАК и готов рассказать правду о самом дорогом и амбициозном научном проекте человечества.

 

 

Экспериментами на БАК занимается Европейский центр ядерных исследований (CERN), точнее сказать, целый закрытый город на окраине Женевы. И попасть в его совсем непросто. «Разрешение на поездку мы получали в течение нескольких месяцев, — вспоминает Малый. — А уже в самой Швейцарии долго оформляли пропуска, ждали магнитные карточки-ключи. У нас, как в фильмах о Джеймсе Бонде, сканировали сетчатку глаза, и вносили наши параметры в базу данных. Порядки очень строгие.

 

 

С нами оформляли бумаги ученые из Мексики, прилетевшие с другого конца Земли чуть больше, чем на сутки. И вот педантичные швейцарцы не торопясь выписывают бумаги, аккуратно обрезают края на пропусках, а время идет — биометрию (сканирование сетчатки глаз) делают только с 12 до 14, и переносить ее на завтра поздно, мексиканцам надо успеть на обратный рейс… В общем, горячие латиноамериканские профессора начинают распаляться, но это никак не ускоряют процесс. В итоге они таки не успевают, начинают кричать: «Это нечестно!», швырять паспорта и... их фамилии вносят в список тех, кому навсегда отказано в посещении ЦЕРНа».

 

 

Время от времени в ЦЕРН приезжают школьники, которым показывают устройство электронно-позитронного коллайдера (часть инфраструктуры этого ускорителя используется в БАК). Украинцы побывали в святая святых — на детекторе который будет изучать теорию космической суперсимметрии и природу прелестных кварков, и где может возникнуть антиматерия (по одному из катастрофических прогнозов это приведет к разрушению планеты).

 

 

«Прикладываешь к двери магнитную карточку, тебя пропускают в комнату со сканером, — рассказывает Михаил Малый. — Там прибор сканирует сетчатку глаз, после чего открывается дверь, ведущая к скоростному лифту вниз. На глубине ста метров начинается бетонный лабиринт, изгибы которого должны будут задержать взрывную волну или радиацию, если вдруг случится ЧП. По мере продвижения по коридору высотой в полтора человеческих роста нарастает гул, подобный тому, который издает трансформаторная будка.

 

 

Коридор заканчивается просторным залом с детектором, величиной с трехэтажный дом. Временами возникало ощущения, что я попал в компьютерную игру «Half-life» настолько похоже по ощущениям, по атмосфере, что так и ждешь, что на тебя выпрыгнет чудовище. Картину дополняют таблички с надписями: «Опасность», «Возможна утечка гелия»… Перед тем, как подняться на поверхность, проходишь радиационный контроль».

 

 

Любопытно, что в этом нашпигованном суперсовременными технологиями центре используют микрокабели, изготовленные в Харькове, причем вручную.

 

 

По словам Михаила, несмотря на «закрытость», в ЦЕРНе незаметны секьюрити и видеокамеры слежения. Или же система наблюдения хорошо скрыта. В городке много зелени, жилые дома отдаленно напоминают наши «хрущевки», только намного аккуратнее. Есть кафе, кинотеатры, клубы и общественный транспорт. К слову сказать, улицы городка названы в честь великих ученых и философов: Альберта Энштейна, Демокрита, Джеймса Клерка Максвелла, Макса Планка.

 

 

«ЦЕРН демократичен, — говорит Малый. — Весь персонал, включая гендиректора, обедает в столовой с классическим самообслуживанием. Там одновременно обедают сотни людей, и можно наблюдать удивительные сцены. Например, как нобелевский лауреат наслаждается супом, а вокруг молодые физики буквально ловят каждое его слово… Ведь и в лабораториях, и в столовой, и на прогулках — разговоры только об экспериментах. Здесь рождается новая раса людей. Церновцы разносторонне развиты, полиглоты, и например когда кто-то начинает разговор на немецком, остальные переходят на его родной язык и говорят «для нас национальностей не существует». Это люди, которые уже живут в будущем».

 

 

Модель Большого Взрыва

 

 

Большой адронный коллайдер — это 27-километровый круговой тоннель, расположенный во Франции и Швейцарии, строительство которого обошлось в $10 млрд. Сталкивая два пучка протонов, разогнанных почти до скорости света, физики полагают, что им удастся воспроизвести условия, похожие на Большой Взрыв. "Но коллайдер — это не только фундаментальные исследования, но и технологии", — утверждает Валерий Пугач, профессор Киевского института ядерной физики НАН Украины, один из инициаторов экспериментов на коллайдере. По его словам, именно в ЦЕРН родилась идея интернета, здесь были открыли излучения, которые используют для борьбы с раковыми опухолями, здесь родились технологии, которые позволяют с помощью прибора размером с пачку сигарет получать рентгеновское изображение человека сразу же на монитор.

 

 

Антиматерия, Ден Браун и Большой Взрыв

 

 

Пессимисты считают дни до запуска БАК (их, кстати, осталось 147, старт эксперимента намечен на весну 2009-го) и предрекают человечеству гибель от искусственно созданной аномалии. Сценариев с десяток это и микро-черные дыры которые разрастутся до размеров планеты, и пузырьки «истинного вакуума» в которых родится новая вселенная (наша соответственно исчезнет), и дыры во времени, которые занесут нашу планету в прошлое. На этом фоне антиматерия которая уничтожает (аннигилирует) материю обычную выглядит достаточно бледно, тем не менее будоражит ум — а вдруг? Тем более что в своем романе «Ангелы и Демоны» Ден Браун (автор «Кода да Винчи») подробно расписал похищение созданного при помощи адронного коллайдера антивещества из вышеупомянутого ЦЕРН. А для создания бомбы, разрушившей Хиросиму, необходимо всего полграмма антиматерии.

 

 

Но по словам ученных, объемы созданной антиматерии будут ничтожно малы и она не является главным предметом экспериментов. Но в то же время ее изучение может пролить свет на вопрос: «Как образовалась наша Вселенная?» По теории после Большого взрыва образовалось примерно одинаковое количество материи и антиматерии, но по какой-то пока не понятной причине материи было чуть больше, по какой-то причине «обычное» вещество взяло верх над антивеществом. Возможно именно БАК и даст ответы на эти вопросы.

 

 

По поводу же «концов света», которые завяжет над нами коллайдер, ученые оптимистично говорят следующее: Земля, Луна и другие планеты постоянно бомбардируются потоками космических частиц с гораздо более высокими энергиями, и пока что никакие черные дыры и «пузырьки» их не поглотили.