"По моему мнению, если мы перешли к парламентско-президентской форме правления, а тем более обсуждаем возможность перехода на парламентскую форму, нужно на уровне изменений в Конституцию включить соответствующие рычаги влияния", - заявил он на международном семинаре "Практические аспекты парламентского надзора за сектором разведки".

 

 

Гриценко обратил внимание, что если такие изменения регулировать только законами, то у них нет шанса быть утверждёнными: по его словам, скорее всего, президент ветирует их как неконституционные.

 

 

Экс-министр обороны отметил, что после изменения Основного закона в 2004 году произошло перераспределение полномочий в треугольнике президент – парламент - правительство, но это никак не повлияло на усиление роли Рады и профильного комитета в контроле за деятельностью и развитием силовых и разведывательных структур.

 

 

Гриценко сообщил, что в комитете создана рабочая группа по подготовке соответствующих законодательных изменений, в которую вошло по 2 представителя разных силовых структур.

 

 

Он убеждён, что роль парламента и профильного комитета должна быть усилена: определены функции силовых структур; их структура и кадровая политика. Как напомнил Гриценко, на сегодняшний день ВР утверждает назначение только главы СБУ, а все остальные руководители и заместители силовых и разведывательных органов остаются вне парламентского влияния.

 

 

По его мнению, руководство силовых органов должно утверждаться ВР или, минимум, согласовываться с профильным комитетом. Гриценко говорит, что это необходимо сделать не для перетягивания полномочий, а для того, чтобы программы развития силовых ведомств имели больше гарантий надлежащего финансирования.

 

 

Кроме того, Гриценко выступает за проведение "дегенерализаци" и "демилитаризации" силовых и разведывательных структур.

 

 

"Очень много дисбалансов в генеральских должностях. И эти дисбалансы очевидны, и на них нельзя не обращать внимания", - подчеркнул он.

 

 

Например, уточнил политик, численность Службы внешней разведки Украины составляет 5-6 тысяч человек, эту структуру возглавляет военный человек, который может иметь воинское звание генерал армии Украины. В то же время начальник Генштаба Вооружённых Сил, в подчинении у которого 200 тысяч человек, также может получить звание генерала.

 

 

По его словам, такие дисбалансы есть и в других силовых структурах: так, генерал может возглавлять как Управление государственной охраны численностью около 3 тысяч человек, так и внутренние войска (чуть более 30 тысяч человек) и Госпогранслужбу (50 тысяч человек).

 

 

Гриценко отметил, что это касается не только первых лиц, поскольку воинские звания завышены по всей вертикали силовых ведомств. Он убеждён, что для Украины было бы правильным, если бы предельные воинские звания определялись парламентом.

 

 

Что касается "демилитаризации", пояснил Гриценко, согласно анализу комитета, все силовые ведомства Украины насчитывают около 700 тысяч человек, из них 500 тысяч носят военную форму. Но только 30% занимаются непосредственно обороной страны, а остальные выполняют внутренние функции, сообщил он.

 

 

Глава комитета заверяет, что с многих силовых ведомств "нужно снять форму и оставить её только в Вооружённых Силах". При этом в силовых структурах должны быть сохранены все социальные гарантии.

 

 

"От того, что ЦРУ - не воинское формирование, оно не менее эффективно, чем наша СБУ", - сравнил депутат.

 

 

Напомним, Анатолий Гриценко в трёх Кабминах подряд - с 4 февраля 2005 по 19 декабря 2007 года – занимал должность министра обороны Украины. Гриценко известен как последовательный сторонник вступления Украины в НАТО и присоединения к Евросоюзу. Он также выступает за полную профессионализацию украинской армии и за полное её обеспечение бизнес-структурами (на основе публичных конкурсов).

 

 

На досрочных парламентских выборах в 2007 году Гриценко прошёл в парламент по спискам блока "Наша Украина – Народная самооборона" (№4), возглавил комитет Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны.