Гравитация черных дыр настолько велика, что даже фотоны светового излучения не могут вырваться из нее, а вокруг черных дыр на многие миллионы километров простираются вращающиеся горячие облака раскаленного газа, скорость вращения которого близка к скорости света.

 

 

Однако и среди таких удивительных объектов есть свои гиганты и карлики. Если сверхмассивные черные дыры, находящиеся в центрах галактик в сотни триллионов раз тяжелее нашего Солнца, то "малыши" всего в несколько раз тяжелее Солнца.

 

 

Одного из таких "малышей" и обнаружили Лев Титарчук и Николай Шапошников, работающие в лаборатории НАСА в Гринбельте (шт Мериленд). В процессе более подробного исследования выяснилось, что Титарчук и Шапошников обнаружили самую маленькую из известных черных дыр. Их находка всего в 3,8 раз тяжелее Солнца, диаметр дыры составляет 24 километра.

 

 

С точки зрения нашей планеты и Солнце и обнаруженная черная дыра - очень тяжелые объекты, так как само Солнце в миллионы раз тяжелее Земли. Однако для черных дыр такая масса - сущий пустяк. Предыдущий рекорд принадлежал черной дыре, которая была в 6,3 раза массивнее Солнца.

 

 

Обнаруженная черная дыра получила классификационный номер XTE J1650 и, по данным ученых, она сформировалась в центре умирающей звезды, которая уже выработала свой запас водорода и гелия, оставшись только с тяжелыми элементами, синтезированными в процессе ядерных реакций. Именно в таком "ядерном реакторе" и появилась крошечная черная дыра.

 

 

Николай Шапошников отметил, что найденная черная дыра является одновременно и самым маленьким объектом, обнаруженным за пределами Солнечной системы. До сих пор специалисты находили лишь крупные черные дыры, галактики, звезды и "горячие Юпитеры" - огромные планеты, находящиеся вблизи звезд.

 

 

Астрономы также определили, что новая черная дыра очень близка по своим габаритам к теоретическому пределу массы и диаметра, которым должен обладать объект, чтобы при сжатии превратиться в черную дыру. Принимая во внимание диаметр и массу дыры можно говорить о том, что если бы вес объекта был бы на 0,8 солнечных масс меньше, то фактически он не стал бы черной дырой, а остался в ранге нейтронной звезды.