Еще в феврале Минск объявил об ограничениях на выезд за пределы страны для определенной категории граждан Беларуси. Речь шла о людях, которые имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, подозреваются или обвиняются по уголовным делам или осуждены за совершение преступления.

 

Кроме этого стандартного набора, в выезде за рубеж стали отказывать и тем, кому предъявлен гражданский иск, на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу. Именно этот момент вызвал тревогу у оппонентов власти. Дело в том, что под последний пункт может попасть практически каждый. Вскоре эти опасения оправдались - на литовской границе белоаруские пограничники дали от ворот поворот одному из лидеров беларуской оппозиции Анатолию Лебедько, который с 2004 года находится под следствием по обвинению в "оскорблении чести и достоинства президента". Вслед за ним "завернули" еще нескольких оппозиционеров.

 

Решение проблемы оказалось простым. "Невыездные" беларусы поехали в Россию, а уже оттуда - в конечные пункты своих маршрутов. Выехать на Запад беларуские оппозиционеры могут только через Россию, пользоваться, например, даже украинским маршрутом они не могут. В отличие от российско-беларуской границы, где контроль отсутствует напрочь, украинские пограничники держат руку на пульсе, и люди, состоящие в "черных списках" беларуских властей, в Украину проехать могут далеко не всегда.