Госсекретарь МИД Испании Бернардино Леон Гросс обосновал особую позицию Мадрида. В отличие от новых независимых республик, появившихся на свет после распада союзной Югославии и получивших право на самоопределение в соответствии с федеративной конституцией 1974 года, Косово не было республикой в составе федерации, являясь краем Сербии, напоминает глава испанского МИДа.

 

В связи с этим принятая парламентом Косово резолюция, в одностороннем порядке провозглашающая независимость этой провинции, противоречит резолюции 1244 СБ ООН, которая продолжает действовать, а также уставу ООН и Хельсинкскому Заключительному акту. В отличие от других известных случаев раздела государств, как это было с Чехословакией, или создания новых государств, в данном случае нет ни соглашения сторон, ни резолюции ООН, которая бы придала легитимность этому решению.

 

Помимо вышеупомянутых правовых проблем, состоявшееся провозглашение независимости Косово противоречит всему, к чему международное сообщество стремилось на Балканах со времен драматических событий 1990-х годов. "Евросоюз и Испания всегда выступали против создания новых государств исключительно на национальной основе исходя из того, что это противоречит самой сущности тех ценностей, которые исповедуют наши общества", - пишет глава испанского МИДа.

 

"Испания не может признать Косово не только по правовым причинам, но и потому, что создание государств исключительно на этнической основе противоречит нашим принципам. Косово является sui generis ("в своем роде уникально"), в связи с чем этот пример нельзя экстраполировать на другие ситуации, учитывая всю серьезность возможных последствий", - заключает Бернардино Леон Гросс.