40% гастарбайтеров из Китая работает в Москве, 23% - на Дальнем Востоке. В этом регионе, а также в Сибирском федеральном округе каждый второй трудовой мигрант - китаец. Глава ФМС отметил, что из-за роста числа мигрантов из КНР необходимо доработать нормативно-правовую базу, которая позволит создать основу для отношений в области миграционной политики. В некоторых секторах экономики Россия в последнее время пытается ограничить приток мигрантов. Так с 1 января 2007 г. иностранцы потеряли право торговать алкоголем и лекарствами.

Напомним, 29 мая министр здравоохранения РФ Михаил Зурабов сообщил, что с 2008 г. правительство вводит новую систему квотирования трудовых мигрантов, призванную сбалансировать национальный рынок трудовых ресурсов. В настоящее время установлены предельные квоты привлечения рабочей силы - как по визовикам (странам, с которыми в России существуют визовые отношения), так и невизовикам. На 2007 г. квота безвизовой зоны в России составляет 6 млн граждан, на визовую - чуть более 300 тыс.

В течение всего 2007 г. работодатели, использующие труд иностранных граждан, будут формировать соответствующие заявки, которые потом рассмотрят уполномоченные органы субъекта федерации и министерство. В этих заявках обязательно должны указываться профессия и уровень образования привлекаемых работников, а также причины, мешающие работодателю брать на эти места российских граждан. Заявки будут анализироваться с учетом тех объемов национальных трудовых ресурсов, которые существуют в каждом конкретном регионе. Также ведется работа по формированию национального банка данных граждан, готовых переезжать в другие регионы. Субъекты федерации до 15 июля должны предоставить информацию об имеющихся вакансиях и готовности к переезду специалистов.

Однако большинство кадровых служб, как отмечают эксперты, нововведениям не радуются. По их мнению, создать банк данных граждан, готовых трудиться вдали от дома, будет сложно, поскольку человек подвержен переменам настроения, к тому же работа государственных служб, как правило, носит уведомительный характер и ни у работодателей, ни у центров занятости в ней нет финансовой заинтересованности.