Новый павильон Лувра, посвященный исламскому искусству, едва открывшись, оказался в центре скандала. Претензии поступили со стороны властей Турции, которые потребовали от парижского музея вернуть "украденные" произведения искусства.
Речь идет об одном из центральных экспонатов - керамических панно эпохи Османской империи. Когда-то они украшали гробницы турецких султанов Селима II, Мурада III,а также библиотеку султана Махмуда I и мечеть Пияле Паша в Стамбуле. Однако, по словам представителей министерства культуры Турции, в конце XIX - начала XX века произведения искусства "были незаконно вывезены из страны". По сообщениям турецких СМИ, официальная Анкара уже инициировала процедуру возврата керамики, передает ИТАР-ТАСС.
Тем временем, в Лувре никаких официальных запросов от турецкой стороны пока не получали. По словам администрации музея, коллекция исламского искусства формировалась с соблюдением международных норм, в том числе с учетом Конвенции ЮНЕСКО о культурных ценностях от 1970 года. В документе прописано, что он не имеет ретроактивной силы применительно к операциям с предметами искусства, совершенным до этой даты.
Что же касается фрагментов керамики, то они действительно попали во Францию в конце позапрошлого века. "Их покупка или дарение были произведены в полном соответствии с установлениями, действовавшими в ту эпоху", - подчеркивают в Лувре. В этой связи вопрос о реституции Турции панно с точки зрения французской стороны "исключен".
Открытие в конце сентября отдела исламского искусства в Лувре стало одним из наиболее заметных культурных событий этой осени. Экспозиция разместилась в специально сооруженном павильоне в одном из внутренних дворов музея. На площади около 3 тыс кв м во дворе Висконти, над которым была возведена стеклянная крыша оригинальной архитектуры, представлено несколько тысяч экспонатов. Выставка охватывает исторический период с VII по XVIII вв, а география ее простирается от Испании до Индии, что призвано подчеркнуть многообразие исламского мира.
Проект возведения нового зала был осуществлен французскими властями при поддержке меценатов, на долю которых пришлось более половины всех расходов. Основными спонсорами выступили монархии Кувейта, Марокко, Омана, Саудовской Аравии, а также правительство Азербайджана. Общая стоимость работ составила около 100 млн евро. По словам директора Лувра Анри Луаретта, это один из крупнейших проектов в истории музея. Следующей же вехой в истории диалога одного из главных храмов культуры Запада с миром исламского Востока должно стать открытие филиала Лувра в Абу-Даби. Строительные работы в столице ОАЭ начнутся уже этой зимой, а открытие намечено на 2015 год.
Как сообщал MIGnews.com.ua, в некачественной реставрации картины Леонардо да Винчи "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом" (1510) обвинили Лувр ведущие французские эксперты по живописи.